Тувинский архив польского журналиста Рышарда Бадовского
История уже из другого конца света: Бадовскому довелось рубить сахарный тростник в команде не с кем-нибудь, а со знаменитым аргентинцем Эрнесто Че Геварой. Фотография камышовой лодки «Тигрис», подписанная Юрием Сенкевичем и Туром Хейердалом
Дом журналиста Рышарда Бадовского в Варшаве украшают сувениры со всех континентов – свидетельства насыщенной поездками и встречами жизни хозяина.
«Шесть континентов» – так называлась передача о разных странах и культурах, которую долгое время вел Рышард Бадовский на польском телевидении. «Шесть континентов» – повторяют все без исключения таксисты, узнав мужчину на крыльце дома.
Вернувшись после поездки в Польшу в начале января, я осознала, что дом в Варшаве с радушными хозяевами стал одним из моих любимых мест на Земле. Память пана Рышарда, подкрепленная фотографиями, телефильмами, журнальными статьями, сценариями передач и письмами – машина времени, которая переносит гостя десятилетия назад, из одной страны в другую, дает возможность узнать о нюансах исторических событий от очевидца.
Когда умер Сталин, молодой журналист ехал на поезде в Туркменистан, чтобы пройти практику в редакции газеты «Искра».
– Никто не вызвался ехать в Туркменистан, только мой муж! – восклицает с улыбкой пани Урсула.
История уже из другого конца света: Бадовскому довелось рубить сахарный тростник в команде не с кем-нибудь, а со знаменитым аргентинцем Эрнесто Че Геварой. Фотография камышовой лодки «Тигрис», подписанная Юрием Сенкевичем и Туром Хейердалом. Японская журналистка в солдатской панамке цвета хаки – молодая, радостное лицо – едет на советском БТР. Это уже телефильм о выводе советских войск из Афганистана. Автор, конечно же, Рышард Бадовский. Я готова бесконечно слушать пана Рышарда, листать альбомы под комментарии Урсулы. Все интересно. Но содержимое небольшого ящика – одного из двухсот, отсортированных по странам и темам – манит меня с особенной силой.
Далекая не только в пространстве, но и во времени, Тува встает перед глазами, когда пан Рышард достает аккуратно подписанные папки. В них все о Туве или из Тувы: письма, сценарии, газетные вырезки, фотографии и негативы с пометками о месте съемок.
В середине шестидесятых годов прошлого века польскому журналисту удалось дважды побывать в Туве. Из отрывка интервью Рышарда Бадовского, опубликованного в газете “Центр Азии” (№ 26 от 2 июля 2010 года): «Я полетел на «Ту-104» с пересадками в Свердловске и Абакане, где пересел на маленький самолет Ан – «Аннушку». «Аннушку» строили в Польше.
Выходим из самолета в Кызыле, а на аэродроме целая делегация встречает. Видно, что самые важные люди в республике. И я подумал, что из Москвы, вероятно, позвонили и предупредили, что едет поляк, но не сказали, что едет всего лишь простой журналист.
Но, оказалось, руководство Тувы знало, что едет журналист. Салчак Тока, который был тогда первым секретарем областного комитета компартии, мне сказал: «Сначала поужинаем. Потом объясню, почему мы так тебя встречаем». И объяснил: «Ты – первый поляк со времен Феликса Кона. А Кона уважают в Туве, потому что он с уважением написал о тувинцах».
Во время первой поездки в Туву в 1965 году Рышард Бадовский снял три телефильма. Фильм «Остатний шаман», «Последний шаман» был показан по тувинскому телевидению 24 июля 1966 года. Следом вышли в эфир фильмы “Меч Багира” и “Долина тысячи курганов”.
Из одной папки выпадает список адресатов для поздравительных телеграмм, отправленных 1 января 1966 года: Салчак Тока, Михаил Мендуме, Кужугет Шойгу, С.Д. Маады (телецентр), Юрий Аранчын, Тамара Норбу, Александр Грач, Кызыл-Эник Кудажы.
Коротенькое послание – от Кызыл-Эника Кудажы, который тогда руководил Союзом журналистов Тувы. Кызыл-Эник Кыргысович писал о том, что восстанавливается после травмы, полученной во время автомобильной аварии, и делился новостью о публикации аннотации к своей книге в журнале «Советская печать» в рубрике «Книги, написанные журналистами».
Отрывок из отпечатанного на машинке письма от археолога Александра Грача, датированного 1969 годом: «Только что от меня вышел Густав Холубек. Застал он меня буквально чудом. Дело в том, что только несколько часов назад прилетел я из Тувы, куда возвращался на юбилей – 25-летний юбилей нашей республики. Кстати, только вспоминали тебя в Кызыле с друзьями: с премьером Мендуме и нашим профсоюзным лидером Тамарой Норбу. И вообще мир тесен. Мы теперь показываем кинофильмы прямо в отрядах. И «Аныяк Тува» совсем недавно просмотрела заказанный мною очень тонкий и умный фильм “Гангстеры и филантропы”. И не прошло и трех недель, как у меня, на Крюковом канале, появился Холубек, отец археологини и, что самое главное, посланец Бадовских. Очень признателен тебе за память. А водка «Мысливска» будет распита сразу по возвращении Нонны из жарких стран за здоровье Бадовских». Густав Холубек – известный актер, сыгравший во многих фильмах, некоторые из которых были и в советском прокате: «Рукопись, найденная в Сарагосе», «История золотой туфельки», «Марыся и Наполеон» и других. В том числе и главную роль в фильме «Гангстеры и филантропы».
– Вот эта вся переписка – она в какой-то момент должна быть передана в Туву. Я не вечный... А кто-то другой в руки возьмет и выбросит, – говорит пан Рышард.
Сейчас он занят – пишет книгу об истории польского журнала «Poznai Swiat» («Узнай мир»). После этого примется за свой тувинский архив. Для начала составит библиографию своих работ, посвященных Туве. Затем настанет время для обстоятельной работы – труда о Туве, какой ее увидел без малого полвека назад польский журналист.
Виктория Пээмот, ИА Новые исследования Тувы, фото с сайта