Ретро альбом музыки былых времен
В советское время почти в каждом селе, в районных ДК, в школах и институтах был свой вокально-инструментальный ансамбль - ВИА. Музыковеды редко им уделяли серьезное внимание, но каждое выступление ансамбля было ярким событием жизни молодежи
В советское время почти в каждом селе, в районных ДК, в школах и институтах был свой вокально-инструментальный ансамбль - ВИА. Музыковеды редко им уделяли серьезное внимание, но каждое выступление ансамбля было ярким событием жизни молодежи. Полагаю, что деятельность бурно расцветавших в то время вокально-инструментальных ансамблей - одно из значимых и ярких событий нашей музыкальной жизни.
Уходят в небытие
Музыкальная культура Тувы богата, многогранна и разнообразна. Сейчас наиболее научно-исследованными являются традиционная музыка и творчество профессиональных композиторов. По изученности традиционной музыкальной культуры Тува даже находится на передовых позициях, по сравнению с такими соседними регионами, как Алтай, Хакасия, Бурятия и Якутия.
Однако, при всем богатстве и многогранности разных направлений музыкального творчества, некоторые сферы музыкальной культуры остаются совершенно неосвещенными. К ним относятся творчество композиторов-песенников и творческая деятельность музыкантов, работавших и до сих пор работающих в разных направлениях современной эстрадной музыки.
И это незаслуженно - они играли и играют большую роль в формировании духовной культуры. Не одно поколение жителей республики выросло на современной музыке. Песни композиторов-песенников и музыкантов-эстрадников всегда были любимы народом, многие из них исполнялись и исполняются до сих пор во всех уголках республики.
Тем не менее, к сожалению, до сих пор отсутствуют публикации, где отражалась бы деятельность этих музыкантов, не говоря уже об анализе и оценке их вклада в духовную культуру республики. По причине недостатка внимания к этим сферам, отсутствия серьезных публикаций, существует серьезная угроза исчезновения памяти о композиторах-песенниках и музыкантах-эстрадниках.
Они имели большое влияние на своих современников. Но поколения меняются, и вместе с ними уходит в небытие и память о музыкантах. В этом случае только научная фиксация и описание может спасти положение и оставить для истории имена наиболее ярких и талантливых музыкантов.
Учитывая ограниченность объема газетной статьи, представляем только краткий хронологический обзор тувинских ВИА 1970-90 годов.
«Скифы» вошли в историю
Одним из первых вокально-инструментальных ансамблей, появившихся в середине 1970-х годов в Кызыле, был ВИА «Скифы», организованный Владимиром Женгеловичем. Он пригласил Алексея Шойгу (гитара), Темира Оргу (бас-гитара) и Виктора Дресвянникова (ударник). Сам Женгелович играл на соло-гитаре. Сергей Кривоус вспоминает: «Помню, даже афиша у них была такая: «Скифы». В программе молодежной группы – шлягерные песни». Играли они, кстати, очень хорошо. Я чуть помладше был, приходил всегда слушать их». Собирались они тогда в актовом зале Тресттувинстроя и очень часто играли на танцах. Тресттувинстрой в те годы был своеобразной «кузницей» таких ансамблей. Через эту «кузницу» проходило много музыкантов того времени, например, Саша Мордасов, Володя Минцев и другие. После того, как Володю Женгеловича и Виктора Дресвянникова забрали в армию, Алексей Шойгу и Темир Оргу пригласили Сергея Кривоуса и ВИА «Скифы» какое-то время еще выступал.
«Постоянный», «Эфы», «Дилижанс»… Ну, «Примерно так»
А примерно в эти же годы в Пединституте был организован ансамбль «Эфы», который составлял своего рода конкуренцию «Скифам». Играли в «Эфах» Коля Павлов, Юра Назаров и Сергей Юрьев. Когда Павлов, Назаров и Юрьев окончили институт, там появился другой ансамбль, который назывался «Примерно так». И в этом ансамбле играли трое ребят: Ахат Хабибуллин, Витя Бочкарев и Эрес Оргу.
Еще одним из интересных ансамблей того времени был вокально-инструментальный ансамбль «Постоянный» Дома культуры Ак-Довурака. Руководил этой группой Анатолий Красногор, большой поклонник джаза. У них играли такие довольно сильные музыканты: Анатолий Тришкин (ударные), Олег Андреев (гитара), Саша Радостев (бас-гитара) и пела с ними Люба Бюрбю. Этот ансамбль выступал на многих фестивалях от имени комбината. Когда они приезжали в Кызыл, то почти вся молодежь города сбегалась, и их выступления всегда проходили на «ура». По тем временам они играли очень здорово. В их репертуаре было все, включая джаз.
У студентов музыкального училища также был ВИА, который назывался «Дилижанс». Играли там Алексей Нагорный, Андрей Саидов и Андрей Надин. Какое-то время с ними играл и Андрей Панаргин. Это в общем-то типичное явление, когда музыканты играют то в одном коллективе, то в другом.
Старый добрый «Патефон»
В 1976 году, после возвращения из армии, Владимир Женгелович еще раз собрал ансамбль из студентов Кызыльского училища искусств. Он пригласил Виктора Дресвянникова (бас-гитара), Сергея Кривоуса (вокал, гитара), Игоря Соболева (клавишные) и Женю Ткачева (ударные). Ансамбль свой они назвали «Патефон».
Первое время они репетировали каждый день в подвале школы №4. Через 2-3 месяца впервые выступили на школьном вечере и только через полгода начали выходить на разные сцены города. Публика их принимала восторженно, ей нравились их песни. Вокально-инструментальный ансамбль «Патефон» отличался тем, что в его репертуаре были только песни, написанные Владимиром Женгеловичем. Они принципиально не исполняли «чужие» песни. Большим достижением для ансамбля стало участие в конкурсе политической песни в Новосибирске – они там стали лауреатами. После триумфальной поездки в Новосибирск основной площадкой, где работал ВИА «Патефон», стала филармония. А в 1980 году их пригласила Новгородская филармония, и они целый год гастролировали по Советскому Союзу от Росконцерта. После возвращения из этих гастролей в 1981 году группа «Патефон» распалась. Причина – стандартная для многих групп того времени - творческие разногласия.
(Продолжение
в следующем номере)
Валентина Сузукей, еженедельник "Плюс информ"
Автор благодарит Орлана Сарыглара, Сергея Кривоуса, Надежду Шойгу, Галину Сюрюн, Радика Тюлюша, Владимира Трусова, Федора Анганзорова, которые любезно уделили время и поделились своими воспоминаниями и фотоматериалами. В дальнейшем предполагается сбор материала и по другим ВИА, творчество которых оставило заметный след в культурной жизни республики. Будем благодарны, если отзовутся те, кто может рассказать что-либо интересное по другим ВИА или имеют их фотографии в своих семейных альбомах. Контакты: Валентина Сузукей, моб. телефон: 8 9133433797 или эл.адрес: vsuzukei@mail.ru