Воры в ... загоне
Общий ущерб по восьми эпизодам составил почти 450 тысяч рублей. Во время следствия подозреваемые возместили 200 тысяч рублей: владельцу украденного «УАЗа», они отдали свой «УАЗ» и оставшиеся запчасти от его автомобиля. Продали «Жигули» и вернули часть стоимости украденных коров
… Около 2 часов ночи 16 февраля 2011 года Соян Донгак, Альберт Монгуш, Эрес Ооржак, взяв с собой ножи, топоры и веревки, отправились в Каа-Хемский район. Это было их первое «дело», но парни не волновались – они были хорошо подготовлены и уверены, что никто не помешает им осуществить задуманное…
За рулем «Жигулей» был Эрес Ооржак, двое его подельников – Соян Донгак и Альберт Монгуш сидели на заднем сиденье и обсуждали, как все пройдет. Они не переживали: все предусмотрено, главное действовать быстро и нагло. Машина направлялась в село Бурен-Хем.
Примерно через час, прибыв на место, «Жигули» остановились. Монгуш и Донгак вышли, а Ооржак на машине, выбрав удобное место, встал недалеко от села: сегодня ему отведена роль наблюдателя и координатора – если вдруг что-то пойдет не так, он предупредит приятелей, позвонив им по сотовому.
Парни пошли по селу, выбирая, в какую бы кошару залезть. Они увидели зимнюю стайку в ограде одного из домов, осмотрелись и перелезли через забор. Монгуш, по заранее обговоренному плану, встал для подстраховки между домом и зимней стайкой, а Донгак влез в стайку и выгнал оттуда корову. Мужчины увели животное в сторону реки Каа-Хем и забили. Разделав тушу на две части и загрузив в автомобиль, подельники скрылись. Утром мясо продали на рынке перекупщикам, а деньги поделили.
На преступников вывел телефон
Алдын-Херел Маадырович Чооду, начальник Отделения по расследованию бандитизма и деятельности организованных преступных сообществ Следственной части Следственного управления МВД по РТ, рассказывает, что с февраля по апрель 2011 года по нескольким районам республики прокатилась волна краж скота. Преступники действовали нагло и дерзко и ни разу не попались.
«Сначала дела были разбросаны по тем районам, где были совершены преступления, – в Кызыльском, Каа-Хемском, Тандинском. Чуть позже эти нераскрытые кражи были переданы в Следственное управление МВД по РТ на анализ. Следователи пришли к выводу - скорее всего, в этих районах действует одна хорошо организованная преступная группа.
На след преступников нам помог выйти качественно выполненный осмотр места происшествия - у этих преступлений был один почерк. В ходе осмотра мест происшествий были изъяты следы шин автомобилей. Провели экспертизы и выяснили, что эти следы совпали со следами шин автомобилей, принадлежащих подозреваемым. Была и оперативная информация.
Мы провели колоссальную техническую работу. Проверяли имеющуюся оперативную информацию, устанавливали номера, действовавшие в одном районе в период краж, вызывали владельцев, допрашивали. Выявили около 300 номеров, и все мы проверили. Некоторые номера, принадлежащие обвиняемым, были оформлены на других людей. Вот так методом исключения и вышли на подозреваемых.
Расследование шло около года, - рассказывает Алдын-Херел Маадырович. – Первое дело поступило к нам 5 апреля 2011 года. С того времени отсчет пошел».
Распределение ролей
Уже судимый за кражу скота 26-летний Соян Донгак нигде не работал и перебивался временными подработками, за которые платили копейки. Денег постоянно не было, и мужчина решил: хватит! А поскольку работать всерьез ему не хотелось, он и придумал воровать скот, забивать его, а мясо сбывать. Но в одиночку справиться будет сложно, и Соян позвал в подельники друга детства – Альберта Монгуша. 27-летний мужчина тоже нигде не работал и был не против «легких денег». Парни были схожи характерами – оба уверенные в себе, лидеры по натуре, они умели «заражать» своей идеей других.
На руку было и то, что у Альберта имелась машина – «УАЗ», который легко может проехать по любой дороге. На нем можно будет вывозить забитых коров.
«Вместе они разработали план действий, определили структуру организованной преступной группы (ОПГ), требования к исполнителям, роли, функции, подчинённость участников группы. Решили: Донгак будет планировать кражи скота, распределять между участниками роли и функции, определять места разделывания туш и делить вырученные от продажи мяса деньги. Монгуш будет «правой рукой» и заместителем главаря. Он будет «вербовать» и подготавливать новых участников ОПГ, помогать Сояну распределять обязанности между членами группы, поддерживать в рабочем состоянии автомобили», - рассказывает Адын-Херел Маадырович.
Новые участники
Они решили привлечь к кражам еще нескольких человек, желательно, знакомых, которые могут чётко выполнять все их указания. Альберт позвал брата – 20-летнего Шолбана Монгуша и зятя – 28-летнего Чингиза Оюна. Оба молодых человека обладали именно такими чертами характера, нигде не работали и испытывали материальные трудности. Пятым участником ОПГ стал 25-летний Эрес Ооржак – друг Сояна Донгака и Альберта Монгуша, тоже безработный.
Ездить «на дело» они будут на двух машинах - на «УАЗе», принадлежащем Альберту, и «Жигулях», которыми владел Эрес. Парни приготовили топоры, ножи и веревки, необходимые для забоя скота и разделки туш.
«По заранее разработанному плану, почти все члены ОПГ ездили днем по ближним от Кызыла районам, искали пасущихся без присмотра коров или жилые дома с кошарами, смотрели, есть ли собаки, легко ли залезть в стайку, есть ли в ограде свет и т. д.
Члены ОПГ должны были «отбить» от стада нескольких коров или выгнать их из стайки, отогнать в удобное для забоя места, скрытое от посторонних глаз, забить, не снимая шкур, разделить туши на две части и увезти мясо в Кызыл, продать, а деньги поделить», - поясняет следователь.
Доказать стабильность
«Сначала ОПГ совершала кражи только ночью, - рассказывает Алдын-Херел Чооду. – Позже, уверенные в своей безнаказанности, они стали совершать преступления даже днем, вблизи дорог и населенных пунктов. Они были очень осторожны. Когда отправлялись на «дело», несколько человек ехали впереди в «Жигулях», проверяя обстановку – если видели сотрудников полиции, то подавали сигнал подельниками, ехавшим позади в «УАЗе».
Расследованием дела занималась следственная группа, куда были включены опытные оперативники, специализирующиеся на расследованиях краж скота, оперативники по борьбе с организованной преступностью Уголовного розыска МВД по РТ. Мы работали по совместно разработанному плану, где было прописано, кто чем занимается. Оперативники, например, собирали информацию на лидера ОПГ, нужно было доказать, что именно он возглавляет ОПГ, проверялись даже его организаторские способности, - поясняет Чооду. - Просто так сказать, что это ОПГ, мы не могли, нужно было доказать устойчивость и сплоченность, стабильность состава ОПГ, то, что ее участники все вместе совершали кражи. Нам это удалось – мы доказали, что это были преступления, совершенные не просто группой лиц, а именно организованной преступной группировкой».
Чуть не попались ...
После первой удачной кражи ОПГ наметила еще один «объект» - с. Усть-Элегест. Оттуда они угнали лошадь, и Донгак верхом на ней отправился в Кызыл. «УАЗ», выехавший навстречу из столицы, по дороге сломался, и чуть не сорвал скотокрадам все планы. Они забили лошадь прямо в поле, недалеко от дороги, и привезли ее в город на «Жигулях». С «УАЗом» нужно что-то делать, решил главарь ОПГ Донгак. Если машина будет так неожиданно ломаться, рано или поздно они не смогут быстро уехать и попадутся полиции.
Выход был найден через несколько дней. 28 февраля Альберт Монгуш играл на игровых автоматах. На стоянке у игрового зала он увидел точно такой же «УАЗ». Дверь с водительской стороны была открыта. Монгуш угнал машину, поставил ее в ограду к своему знакомому и разобрал до основания, все запчасти переставив на свой «УАЗ».
Корова подняла панику
Ночью 2 марта парни выехали в. Кундустуг на «новое «дело». Все шло по плану: Ооржак остался у машины следить за обстановкой, а Монгуш и Донгак пошли за «добычей». Из зимней стайки они увели двух коров и недалеко в поле забили одну из них. Когда попытались забить вторую, она вырвалась и, громко мыча, побежала в сторону села. Бандиты, поняв, что могут быть застигнуты хозяевами коровы, бросили забитое животное и быстро скрылись.
Последняя неудача «подстегнула» скотокрадов – очень скоро последовало еще несколько краж, последние из которых совершались уже днем.
Восемь краж
«Мы вышли на Эреса Ооржака – на одном из мест преступлений он оставил отпечатки пальцев. Мужчина говорил, что совершил в одиночку две кражи, - вспоминает Алдын-Херел Чооду. - Но мы уже знали – действовала организованная преступная группа, а задержанный позже отказался от дачи показаний. Через какое-то время мы задержали и остальных участников ОПГ.
Сначала они признавались только в нескольких кражах. И пока содержались в СИЗО, писали жалобы, что находятся под стражей незаконно, и даже объявляли голодовку. По их заявлениям проверки проводили прокуратура и Следственный комитет, но их доводы не подтвердились».
Начальник Следственного отделения рассказывает, что главарь ОПГ до окончания следствия так ничего и не рассказал. Его подручный – Альберт Монгуш, стал давать показания только спустя восемь месяцев после заключения под стражу. А остальные участники вначале давали показания, снимая вину с себя. Эрес Ооржак, например, говорил, что он вообще не знал, что остальные совершают преступление, якобы, его только попросили отвезти их в село, а потом привезти обратно. Другой член ОПГ утверждал, что он вообще спал и не видел, что приятели воруют скот.
«Думаю, они и поодиночке, до вступления в ОПГ, занимались кражами скота, - рассказывает Алдын-Херел Маадырович. – Например, Соян Донгак уже был осужден за это. Он и остальные члены ОПГ имеют навыки забоя животных и разделывания туш буквально за считанные минуты. Но нам удалось доказать их причастность только к восьми кражам.
Общий ущерб по восьми эпизодам – семи кражам скота и краже автомобиля, составил почти 450 тысяч рублей. Во время следствия подозреваемые возместили 200 тысяч рублей: владельцу украденного «УАЗа», они отдали свой «УАЗ» и оставшиеся запчасти от его автомобиля. Продали «Жигули» и вернули часть стоимости украденных коров нескольким хозяевам». В декабре прошлого года дело о скотокрадах было передано в Каа-Хемский районный суд. Каждому из обвиняемых грозит до 10 лет лишения свободы.
(Имена и фамилии изменены. Все совпадения случайны). О. Бауман, plusinform.ru