Тувинские добровольцы. Как Делик-оол и Седен-оол стали Федором и Юрием
Из бай-хаакской семьи Оюнов в 1943 году на фронт добровольцами ушли отец и два сына. А в 1945-ом вернулся лишь глава семьи – Оюн Делик-оол Лопсан оглу
Из бай-хаакской семьи Оюнов в 1943 году на фронт добровольцами ушли отец и два сына. А в 1945-ом вернулся лишь глава семьи – Оюн Делик-оол Лопсан оглу. Один из сыновей – Оюн Седен-оол Пандар-оол оглу задержался в Красноярском крае, второй — Оюн Дыртыкпан Пандар-оол оглу – нашел свое последнее пристанище в украинской земле. До войны Делик-оол Оюн был бездетным вдовцом.
Судьба было подарила ему с женой ребенка, да в малолетстве смерть унесла его дыхание. А потом и супруга скончалась, и Делик-оол женился во второй раз на Кара-Кыс Дукейековне Оюн. Свою нерастраченную любовь он с удовольствием дарил семерым детям этой женщины, а они отплатили ему уважением и почитанием, называли его отцом. Вот и на войне, как в родной семье: сын — за отца, брат — за брата. Плечом к плечу против фашистов воевали отец и сыновья. – Как отец и братья уходили на войну, не помню — маленькой была, рассказывает 78-летняя Пахайру (Багай-уруг) Мандар-ооловна Бурунней (дочь Делик-оола Оюна). – Их провожали из Кызыла, меня туда не взяли.
А вот как их встречали, помню: мы очень радовались, несмотря на то, что приехал только отец. Мы начали расспрашивать у него, мол, как да почему, где братья. Оказалось, что брат Седен-оол отстал, потому что помогал при родах Сынаа Кыргыс (Галина Доваадор) – ее ребенок решил появиться на свет в дороге, в вагоне поезда. А про второго брата до сих пор ничего не известно. Русские товарищи дали вторые имена нашим мужчинам — отца звали Федором, а брата — Юрием. Кара-Кыс Декейековна, когда провожала на фронт отца, положила ему в карман армейской формы платок, связанный своими руками. Кара-Кыс нашла там же — в кармане — символ своей любви. Делик-оол бережно пронес его через всю войну. О Делик-ооле (Федоре) Лопсан оглу Оюне, самом старшем по возрасту среди тувинских добровольцев, его однополчанин Михаил Сундуй в своей книге «Добровольный кавалерийский отряд» пишет: «Делик-оол Оюн Лопсан оглу родился в Танды, в Межегее в 1899 году.
В 1924-1925 годах был призван в Народно-революционную Армию. До ухода на фронт работал завхозом в ветеринарной лечебнице. За проявленную отвагу в Великой Отечественной войне был награжден Орденом Труда ТНР. В послевоенные годы в Межегее работал сначала в колхозе, после — в совхозе имени 50-летия СССР. Умер в 1967 году». Геройский подвиг Оюна Седен-оола описал Иван Тимофеевич Кузнецов в своей книге «От Саян до Ровно»: «Подкрепленные танками фашисты вновь и вновь шли в наступление. Они врезались между двух полков Ахмеджанова и Кечил-оола. Первый эскадрон Ахмеджанова рисковал попасть в окружение врага. В это время прибыл разведчик Оюн Седен-оол по приказу капитана Кечил-оола, для сверки действий этих двух эскадронов.
Положение становилось критическим. Танк фашистов приближался к обзорному пункту Ахмеджанова. Капитан спросил Седен-оола: – Товарищ сержант, видите этот танк? – Вижу, товарищ капитан. – Остановите его. Бесстрашный и опытный тувинский разведчик выдвинулся навстречу фашистскому танку. Эскадрон следил за ним, затаив дыхание. Скоро Седен-оол и «тигр» поравнялись друг с другом. На миг разведчик исчез из поля зрения. В то время, когда танк проходил мимо, Седен-оол внезапно появился из укромного места и одну за другой бросил две гранаты на танк. Загремели взрывы. «Тигр» взревел как раненый лев и остановился. Выбежавших из него фрицев расстреляли автоматчики. Геройский поступок Седен-оол совершил в бою за село Деражно. В боях за Ровно Седен-оол также проявил отвагу. Он сыграл решающую роль в освобождении из окружения взвода Дончута. Нужны были противотанковые гранаты. Командир полка Попов и капитан Кечил-оол приказали ему достать гранаты во что бы то ни стало.
Седен-оол выполнил задание и помог дальнейшему наступлению эскадрона. Разведчик Оюн Седен-оол не раз задерживал «языков», снабжая командование важными сведениями. В Народно-революционную Армию Седен-оола Оюна призвали в октябре 1941 года. Во время службы в первом эскадроне, в начале 1942 года, его перевели в курсанты лётного звена. В лётном звене Седен-оол Оюн хорошо усвоил самолет «У-2», поскольку, во-первых, по меркам того времени он обладал хорошими знаниями — окончил среднюю школу и, во-вторых, хорошо владел русским языком. Поэтому не случайно прилежного в учении, дисциплинированного Седен-оола включили в состав тувинского добровольческого отряда.
После освобождения села Деражно в составе третьего взвода добровольческого эскадрона он вначале был связным между эскадроном и полком, затем под руководством Ивана Кузнецова не раз бывал в тылу врага». Бесстрашный подвиг Седен-оола Оюна был отмечен орденами Отечественной войны I и II степеней, медалью «За отвагу», Орденом Труда Тувинской Народной Республики. Решением Совета народных депутатов села Деражно от 14 июля 1988 года №64 ему присвоено звание «Почетный гражданин села Деражно». То, что Юрий (Оюн) Седен-оол был бесстрашным разведчиком подтверждают и строки из книги Натальи Катеринчик «От Тувы до Украины», которая стала результатом труда следопытов деражновской средней школы Ровенской области Украины: «... Особенно любил рассказывать Иван Тимофеевич о подвигах разведчика Оюна «Юрия» Седен-оола, который до войны был чемпионом Тувы по национальной борьбе хуреш. Юрий отличался большой сообразительностью, смекалкой, недюжинной физической закалкой и силой, поэтому он ходил с Кузнецовым на самые важные, рискованные разведывательные действия». После войны Юрий (Оюн) Седен-оол окончил лётную школу имени В.Чкалова в Москве.
Был летчиком Тувинского авиаотряда. Так случилось, что семейная жизнь Юрия Седен-оола с первой супругой, известной писательницей, актрисой и просветителем Тувы Мариам Алексеевной Рамазановой не сложилась. Однако этот союз дал Туве гениального кинооператора Шамиля Седен-оола, автора ряда документальных фильмов о Туве «Зона затопления», «Чингиз-блюз», который был номинирован на премию «Оскар», и других. Юрий Седен-оол, как и когда-то его отец Делик-оол Оюн, пережил своего сына. Семейное счастье фронтовик обрел в городе Калинин (ныне Тверь) с Маей Павловной. Она подарила ему двоих детей, там он стал дедушкой четырех внуков. Окончив в 1957 году калининский технологический техникум, Седен-оол многие годы проработал инженером по технике безопасности на текстильной фабрике имени М.Калинина. На заслуженный отдых ушел оттуда же, только будучи специалистом отдела кадров.
В 2000 году Юрий, теперь уже Бандар-оолович (с переделанным на русский лад отчеством) приехал в родную Туву. Как рассказывает его сестра Пахайру Бандар-ооловна, до приезда в Кызыл Юрий связывался по телефону с председателем правительства республики Шериг-оолом Ооржаком и просил его о встрече. – Хотел просить о выделении квартиры, – рассказывает она. – Не для себя, для родных в Туве. Но председатель правительства был в то время в командировке в Москве. Обещал встретиться с фронтовиком, как только приедет. Однако эта встреча не состоялась – брат внезапно слег. У него развилось обширное воспаление легких.
Шериг-оол Дизижикович просто не застал брата, он умер от болезни. Как оказалось, Юрий Седен-оол готовился к смерти и специально вернулся в Туву, чтобы обрести здесь вечный покой. Его супруга Мая Павловна приготовила даже ему все необходимое – погребальный костюм и другие вещи – так он ее просил. Как и хотел, Юрий (Оюн) Бандар-оолович Седен-оол похоронен в родной земле в 2000 году в возрасте 78 лет.
Аяна Биче-оол mkyzyl.ru, фото Р. Чульдум