Тува. Все это хуреш! Все это борьба!
После борьбы он подошел и прижался лбом к шесту, на котором поднимают флаг. Он не укорял флаг в своем поражении. Он благодарил его за то, что помог пройти далеко – до финала. Да, в этот раз не получилось. Получится в другой раз
О феномене хоомея говорят и пишут много. О феномене хуреша – нет. А ведь и здесь далеко не все ясно. Начиная от названия и заканчивая самим характером борьбы.
«Сила» или «пояс друга»?
Как появилось название? Кто-то сказал - монголизм. Но сами монголы думают иначе. У них подобная борьба и называется по-другому, а хуреш – это чисто тюркское слово. Сотрудник ТИГИ, завсектором монголоведения Бадарч Баярсайхан считает, что в его основе слово хур (кур) – сила. Другой сотрудник ТИГИ, ведущий научный сотрудник сектора фольклора Зоя Самдан говорит, что это слово башкиры считают сочетанием двух слов, в переводе означающих «пояс друга». А есть и такое мнение, что в основе названия борьбы – кушак – пояс. Такая борьба имеет похожие названия у разных народов: в Чувашии - курашу, в Татарстане – куреш, у алтайцев - курес. Некоторые считают, что истоки этой борьбы опять же в древних боевых искусствах - одним из важных элементов конной атаки было умение выкидывать противника из седла. Этот элемент боевой подготовки воинов тщательно отрабатывался на тренировках, где для имитации конного боя использовали пояс. Все тюркские воины в мирное время повышали и оттачивали свое боевое мастерство через методику и приемы борьбы на поясах. Так было или не так, сложно сказать, но это делает понятным три главных соревнования Наадыма – скачки и хуреш в данном случае неразрывны, как и стрельба из лука. Но, вероятно, раньше это было все-таки троеборье – каждый воин должен был показать свое умение. Некоторые нынешние хурешисты, которые делают основную ставку на вес, не смогли бы победить и в конных соревнованиях.
Характер народа
Что думают о значении хуреша и о его характере, узнать просто. Спроси любого человека, и он ответит. Спросим Шолбана Кара-оола. Глава Тувы считает, что «хуреш – это проявление характера народа. Это истоки, которые остались нам от предков. Это не столько спортивные соревнования, сколько отголосок жизни народа. Поэтому он так и популярен. Народ так жил и так будет жить. Здесь собираются и стар и млад».
Вопрос «на засыпку».
Почему именно такая борьба? Ведь в ней нет никакой агрессии, которая присуща большинству других видов единоборств? Цивилизованные англичане бьют друг друга по лицу кулаками – это называется бокс. В разных видах борьбы есть силовые приемы, выполнение которых причиняет и должно причинять боль. В боксе, если противник упал, к нему подходит только судья и считает до десяти. Не поднялся?– уносите. В хуреше упавшему противнику помогает подняться победитель. Это тоже «проявление характера»? «Да, - отвечает Шолбан Валерьевич, - хуреш – это характер мужчины. Настоящий мужчина должен быть защитником, крепким, сильным но и благородным и великодушным».
Взрывные пассионарии – настрой на победу
С тем же вопросом подхожу к Каадыр-оолу Бичелдею, министру образования и науки. Он считает, что хоомей – душа народа, что это система связи с космическим пространством, что человек, когда поет – сливается со вселенной. А что он думает о хуреше? «Хуреш – это в крови, мы - пассионарии. По определению Гумилева, ряд народов, в том числе и тувинцы, находятся в пассионарном состоянии, когда происходит процесс взрывного развития самосознания, когда народ готов пожертвовать за свои идеи и идеалы всем, чем угодно, самим собой. И, главное, народ знает, что эти идеалы достижимы. Хуреш – это способ внутреннего самоутверждения, подстегнутый пассионарным взрывом. Это подсознательно сидит в глубине тувинца - борец, готовый отстаивать свою свободу. Это - настрой на победу. Борются даже дети. Если ребенок проиграл, он может даже заплакать. Ему не больно. Ему больше всего нужна победа. Поэтому урянхайцы были ядром отборных войск Чингисхана, их никто не мог победить. И это сохранилось исторически, проявлялось в борьбе с маньчжурским игом. Сергей Шойгу – министр обороны. Конечно, это его личная заслуга, это – его таланты и умения. Но за этим – в подсознании – думающий воин. Он вобрал дух воина, сохранил и поднял его на высоту». На тот же вопрос об отсутствии агрессии Каадыр-оол Алексеевич ответил: «Признание силы другого, уважению к побежденному воспитывает хуреш. Как бы он ни был «не агрессивен», но это – борьба. Борьба, но наложенная на уважение друг к другу. Это тоже воспитывает воина, человек должен быть снисходительным к менее сильному».
Женщины и хуреш
Что собой представляют эти ответы: характеристику борьбы или характеристику тех, кто отвечает? Вероятно, и то и другое. А еще часто говорят – смотрите, какая популярная борьба, даже женщины приходят поболеть. Могу сразу разочаровать поклонников борьбы. В конце одних соревнований, соседка меня спросила: «А флаг опускает тот же борец, что и поднимал?» Таким вопросом убить можно! Победитель соревнований нисколько не походил на победителя прошлых соревнований, поднимавшего флаг! Может быть, женщины просто ходят посмотреть на больших сильных мужчин? Тем более, что и переодеваются они здесь же на поле…
Война вошла в хуреш
Когда на соревнованиях 9 мая в полуфинале Сылдыс Монгуш (Дзун-Хемчик) положил на лопатки опытного спортсмена Эреса Кара-Сала (Сут-Холь), это было так неожиданно, что некоторые говорили – у них словно сердце остановилось. Но на самом деле одному человеку стало действительно плохо. Позже за ним приехала «скорая». Говорят, что ничего страшного, ему стало лучше. Но судя по тому, как выносили этого болельщика – не верится. Соревнования 9 мая были посвящены памяти легендарного борца и участника Великой Отечественной войны Донгака Бегзи-Хуурака. В селе Сурмичи на Ровенщине есть братская могила воинов. На одной из мраморных плит выбита и фамилия Бегзи-Хуурака. Это было ошибкой – он тогда выжил. На соревнованиях во время Наадыма почтили минутой молчания Веру Байлак, воевавшую на Ровенщине, чье сердце перестало биться именно в это время.
Итоги единоборства
В полуфинале Сайын-Белек Тулуш уже почти привычно победил Ай-Демира Монгуша. Это он делал на соревнованиях на Шагаа, на соревнованиях в Чаа-Холе, 1 апреля в «Субедее» да и на других соревнованиях. А результат финала был не совсем прогнозируемым. Арзылан-моге Эрес Кара-Сал и арзылан Сайын-Белек Тулуш встречались не раз. И схватки оканчивались победой как одного, так и другого. В заключительном поединке турнира, организованного каа-хемцами, победил Сайын-Белек. И сейчас за него болела большая часть собравшихся. «Тес-Хем! Тес-Хем!» - кричали они. Схватка была очень напряженной. Но победил Эрес Кара-Сал. Мне нравится, как Сайын-Белек Тулуш каждый раз перед боем смотрит на знамя. Он словно ждет от него поддержки. После борьбы он подошел и прижался лбом к шесту, на котором поднимают флаг. Он не укорял флаг в своем поражении. Он благодарил его за то, что помог пройти далеко – до финала. Да, в этот раз не получилось. Получится в другой раз. Тем более, что болельщики его всегда готовы поддержать: «Тес-Хем! Тес-Хем! Сайын-Белек! Сайын-Белек!».
И. Качан, еженедельник Плюс Информ, фото Валерия Иргита