Преимущества заочной формы обучения
Противники заочного обучения говорят, что эта форма устарела.У декана химико-технологического факультета заочно-дистанционного обучения СибГТУ другая точка зрения.
Быть или не быть заочному образованию? Да, вопрос звучит именно так, хотя заочная форма образования существует в России уже более 80 лет. Она была введена в 30-тые годы в связи с нехваткой кадров в народном хозяйстве. Противники заочного обучения теперь говорят, что эта форма устарела, не гарантирует надлежащего качества и контроля – оценки знаний. У декана химико-технологического факультета заочно-дистанционного обучения СибГТУ Марины Катанаевой другая точка зрения.
Среди заочников прошлых лет такие выдающиеся люди как хирург Амосов, тренер Тарасова и даже Патриарх Алексий II, список можно продолжать и дальше.
«Я считаю недопустимо лишать людей возможности учиться, ведь некоторые просто не могут позволить себе очную форму обучения, сами зарабатывают себе на учебу. Это уникальная возможность получить образование без отрыва от производства, возможность повысить свою квалификацию. Как правило, это осознанный выбор абитуриента . Все зависит и от профиля ВУЗа, например, предприятия, для которых мы готовим специалистов находятся на определенном расстоянии от Красноярска, поэтому заочная форма обучения здесь вполне уместна», - заявила Марина Катанаева.
Вместе с тем правительство сейчас во главу угла ставит непрерывное образование. Профессор Катанаева отметила, что от 50 до 80% заочников – это выпускники колледжей и ПТУ, которые получают высшее образование по своему профилю.
«В прошлом году на заочное отделение в СибГТУ поступило 600 человек, это - от 42 до 50% от общего приема. Дело в том, что последнее время высшее образование как бы разделилось на элитное и массовое. Московские и Питерские ВУЗы, которые в первую очередь и отказываются от заочной формы обучения, предлагают именно элитное образование. А мы готовим специалистов – инженеров, техников, которые востребованы на реальном производстве. Заочная форма обучения и стоит в два, а то и в три раза дешевле, что тоже немаловажно», - уверяет Марина Катанаева.
Преподаватель СибГТУ не исключает и минусов в заочном образовании. Меньше практических и лабораторных занятий (но еcли студент уже работает на производстве, то для него это минусом и не является), а вот то, что большую часть теоретического материала он должен осилить самостоятельно – это конечно трудно и во время сессии большая нагрузка, плюс затраты на переезды для иногородних, а некоторые работодатели еще отказываются предоставлять оплачиваемые учебные отпуска, положенные по закону.
Однако плюсы «заочки», по мнению Марины Катанаевой, перевешивают минусы. Тем более, что с трудоустройством у заочников, как правило, никаких проблем не бывает.
Таким образом, вопрос нужно ставить по-другому - не закрывать заочную форму обучения (разрушить всегда проще, чем создать), а реорганизовать, модернизировать ее. Например, с развитием современных технологий в ВУЗах активно стали внедрять интерактивно-дистанционные методы: «У каждого студента есть доступ к учебным материалам в электронном виде, можно дистанционно проводить конференции и семинары. Я считаю, что повысить качество и обеспечить хорошую оценочную систему вполне возможно».
В заключении Марина Катанаева рассказала, что приемная кампания у заочников длится с 1 февраля до 20 августа. Существует и план набора. Ежегодно заочникам СибГТУ выделяется около 300 бюджетных мест по 35 профильным направлениям. Конкурс на бюджетные места достигает - при сдаче документов 6-7 человек на место, при зачислении 3-4 человека. Если говорить о платной форме обучения, то и здесь количество мест ограничено. Так же как и на очном отделении, существует целевой набор, когда за студента платит администрация или предприятие, где в последствие он должен будет работать.
Вступительные испытания проводятся в форме ЕГЭ или в форме устного экзамена, если абитуриент окончил школу до 1 января 2009 года, выпускники колледжей и ПТУ сдают только один профильный экзамен.
Как всегда востребованными являются такие специальности, как технология лесозаготовительных и перерабатывающих производств, нефте-газопереработка, автоматизация технологических процессов, лесное дело, унитарные экономические направления. В СибГТУ предлагают и новые перспективные специальности, такие как управление качеством, энерго - и ресурсосберегающие процессы, биотехнологии, ландшафтная архитектура, психология, социальная работа, документо - и архивоведение.
Всю необходимую информацию о специальностях и приеме на заочную форму обучения можно найти на сайте СибГТУ.
Полную видеоверсию вы можете посмотреть на странице пресс-центра.