Безопасная магистраль
Эксперты ознакомились с оценками влияния МН «Куюмба-Тайшет» на экологию Эвенкии
Расчеты воздействия на окружающую среду Эвенкийского района при строительстве и эксплуатации магистрального нефтепровода «Куюмба – Тайшет» были представлены на публичных слушаниях. И хотя эти оценки еще предстоит подтвердить в Главгосэкспертизе России, эксперты Красноярского края, которые ознакомились с данными, уже заявили, что влияние на экологию объекта рассчитано в соответствии с действующим законодательством.
Публичные слушания по проекту МН «Куюмба-Тайшет», состоявшиеся 1 августа в поселке Тура Эвенкийского района - далеко не первые для Красноярского края. В этот раз они были посвящены расчетам воздействия на окружающую среду Эвенкии магистрального нефтепровода, над которым работают структуры ОАО «АК «Транснефть». «Проектировщики создали нетрадиционного вида документацию по решению публичных слушаний, прошедших в 2012 году в поселке Байкит. Отдельным пунктом тогда было рекомендовано произвести расчеты по воздействию МН на окружающую среду. «Транснефть» успешно с этим справилась», - рассказал заслуженный эколог РФ Юрий Мальцев, которого краевое правительство привлекло в качестве независимого эксперта.
В целом, по его словам, эвенкийская часть нефтепровода проводится по незаселенной местности. В этом ценность его местоположения и повышенная гарантированная безопасность эксплуатации. Мальцев напомнил, что компания произвела расчеты воздействия нефтепровода на атмосферный воздух, водные ресурсы, лесной фонд, животный мир, пищевые и лекарственные ресурсы. «Чтобы вы понимали порядок цифр, уточню: за весь период строительства выбросы в атмосферу составят 525 тонн. Представьте, что это такое на 200 км трассы прохождения нефтепровода по территории Эвенкии. Это такой мизер для необжитой территории, что даже не положено создавать проекта санитарно-защитных зон, - отметил эколог. – Такие зоны нужно отводить только вблизи жилых массивов. А в данном случае ближайший населенный пункт удален от нефтепровода на 32 км. Никакое воздействие на атмосферу не дойдет до его жителей».
Мальцев привел другой пример – объем забора воды. За весь период строительства – 691 тыс. кубометров. «Вообще-то в предприятиях такого уровня производства, как правило, объем забора с поверхностных источников измеряется в миллионах, а не в тысячах. Так что объем нельзя назвать значительным, - отметил эколог. – Тем более во время эксплуатации этот показатель существенно снизится – до 42 тыс. кубометров в год». Аналогичное сокращение ожидает и воздействие на земельные ресурсы. Основная часть территории будет рекультивирована после завершения строительства и запуска нефтепровода в эксплуатацию. «Я все эти цифры назвал, чтобы представить, какой объем влияния ожидается на окружающую среду территории, практически не затронутую жилыми массивами, - сказал эколог. – В целом, это очень незначительное воздействие». Эксперт добавил, что экологический мониторинг за состоянием растительного и животного мира, предусмотренный проектом, включает выявление растений и животных, занесенных в Кранную книгу Красноярского края. «Убежден, что во время мониторинга Красная книга здорово пополнится новыми видами и Эвенкия станет только богаче от этого знания», - резюмировал Мальцев.
Заместитель министра природных ресурсов Красноярского края Сергей Шахматов, в свою очередь, подтвердил, что расчеты, представленные участниками проекта МН «Куюмба-Тайшет» выполнены в соответствии с действующим законодательством. «Министерство природных ресурсов не проверяло правильность расчетов, это делает Главгосэкспертиза, - подчеркнул чиновник. - Фактически мы выдали заключение о том, соответствуют ли они правовым актам и методическим указаниям законодательства. Экспертировать расчеты мы не вправе». Он подтвердил, что, согласно расчетам компании, максимальное воздействие на атмосферный воздух будет наблюдаться лишь в зоне производства работ, при этом превышения ПДК ни по одному веществу не ожидается. Что касается других видов ущерба – водным объектам, животному миру и водным биоресурсам – все оценки соответствуют федеральным методикам и другим нормативно-правовым актам, заверил Шахматов. «Более того, надо отдать должное, компания взяла на себя повышенные обязательства и при отдельных расчетах руководствовалась более жесткими внутренними нормативами», - рассказал замминистра. – А проектными решениями предусмотрены достаточные меры, которые обеспечат безаварийную работу нефтепровода». Он подчеркнул, что неохотничьих видов животных и видов, занесенных в краевую Красную книгу и Красную книгу РФ, в зоне строительства и эксплуатации МН специалисты Минприроды региона не обнаружили, так что этот ущерб отсутствует.
В целом, сделал вывод замминистра, предоставленные расчеты соответствуют нормативно-правовым актам и инструктивно-методическим актам. «А саму суть оценок должна подтвердить Главгосэкспертиза, где сейчас и находятся эти документы, - добавил он. - Как только мы получим заключение, то переправим его в администрацию Эвенкии, совет депутатов и нашим общинам». Точная сумма компенсации ущерба окружающей среде будет определена после заключения Главгосэкспертизы, затем все выплаты будут сделаны, подчеркнули участники проекта. Помимо этого, компания планирует сотрудничать с Красноярским краем в сфере социальных проектов. Соответствующее соглашение было подписано в конце мая. Конкретные объекты, которые будут финансироваться на взаимовыгодных условиях, сейчас определяются. «Сформирован рабочий список, который еще не закрыт. Что касается Эвенкии, на нее приходится достаточно весомая часть перечня, - рассказал Шахматов. – При выборе мы будем руководствоваться решением муниципальной администрации и депутатов».
Намерения региона сотрудничать со строителями нефтепровода подтвердил и полномочный представитель губернатора Красноярского края в Северо-Восточном территориальном округе Игорь Айзенберг. «Думаю, жители Эвенкии много лет предвидели начало промышленного освоения месторождений углеводородов. И приход крупной компании «Транснефть» безусловно, с одной стороны, всеми очень ожидаем. Жители связывают большие планы с развитием проекта, - отметил полномочный представитель губернатора. - В то же время возникает много вопросов. Каждый человек хочет знать, улучшится ли после реализации проекта лично его жизнь, жизнь его семьи и каким образом это будет происходить. Поэтому все возникающие вопросы объективны. Но, думаю, большую часть ответов, в том числе и на публичных слушаниях, жители получили». Он добавил, что, на его взгляд, взаимопонимание между районной, краевой властью и инвестором найдено, и все стороны заинтересованы, чтобы дальше выстраивать диалог и развивать проект.
Екатерина Сухих