Экологический закон привлечет общественность
Главное в законе - это усиление роли общественности в природоохранной деятельности, закон предусматривает юридическую силу общественных экологических экспертиз.
Депутаты Законодательного Собрания края приняли Закон "Об экологической безопасности и охране окружающей среды в Красноярском крае". Над законом работали 3 года. Главное в законе - это усиление роли общественности в решении вопросов экологии, закон предусматривает юридическую силу общественных экологических экспертиз и обязанность власти информировать население об экологической ситуации.
«Ранее регулирование отношений в области охраны окружающей среды осуществлялось на основании статей разрозненных законодательных актов, что было крайне неудобно, сейчас в крае появился свод экологических законов, собранных воедино. В законе, прежде всего, определено понятие экологической безопасности - это защищенность природной среды – воды, воздуха, почвы, а также жизненно важных интересов человека. Новый закон усиливает роль и участие общественности в деятельности по охране окружающей среды. В частности речь идет о принятии решений по строительству на территории края опасных производственных объектов. Выявление мнения населения по этим вопросам путем проведения публичных слушаний обязательно. Для усиления общественного контроля при муниципальных образованиях должны появиться Общественные экологические советы, так же вводится институт общественных экологических инспекторов, которые будут наделены соответствующими полномочиями», - заявил председатель комитета по природным ресурсам и экологии Законодательного собрания Красноярского края Александр Симановский.
Заместитель министра природных ресурсов и лесного комплекса края Сергей Шахматов отметил, что ни в одном региональном экологическом законе не делается такого акцента на гарантиях прав граждан и общественных объединений в решении важных вопросов экологии: «Создаваемые Общественные экологические советы мы рассматриваем как экспертные площадки, куда должны входить депутаты разных уровней, общественники, экологи, другие специалисты, которые имеют право на получение информации от любых контролирующих органов о реальном состоянии окружающей среды, информации о деятельности производственных объектов, загрязняющих природную среду. Рассмотрение общественными советами вопросов, связанных с размещением опасных объектов, ни в коем случае не являются подменой Публичных слушаний. Общественные советы обязаны разобраться в проблеме и предоставить населению для обсуждения уже проанализированную информацию, довести до их сведения мнение независимых экспертов. Кстати, закон предусматривает утверждения заключения общественной экологической экспертизы для придания ему э юридической силы».
В законе уделено внимание и радиационной безопасности природной среды и населения. Общественность имеет полное право принимать участие в обсуждении функционирования опасных производственных объектов. Для этого, например, при Гражданской ассамблее создана рабочая группа.
Сергей Шахматов рассказал, как законом регламентируется деятельность производственных предприятий, работа которых негативно влияет на окружающую среду: «Вводятся ограничения в целях уменьшения вредных выбросов, устанавливаются сроки поэтапного достижения ПДВ и размер денежной компенсации за загрязнение атмосферного воздуха. Нефтедобывающие предприятия, например Ванкор, не только платит , но и самостоятельно проводит рекультивацию земель, финансирует рыбоохранные мероприятия».
Разумеется, краевой закон определяет полномочия правительства края и законодательной власти в сфере охраны окружающей среды – принятие законов, утверждение и реализация природоохранных программ, контроль и мониторинг состояния окружающей среды, информирование населения и так далее, но некоторые полномочия краевых властей ограничиваются федеральным законодательством.
«Так, например, краевые депутаты, не могут принять закон, который запретил бы выбрасывать отходы на свалки без предварительной сортировки. Конечно, с законодательной инициативой мы выступать можем и постоянно это делаем. Теперь этот вопрос решается на федеральном уровне . Между тем в крае уже два года существует целевая программа , в которой акцент сделан на создании централизованной системы сбора, транспортировки и сортировки ТБО, введении в эксплуатацию новых полигонов для утилизации отходов, борьбе с несанкционированными свалками. В этом году решено было объединить предпринимателей в Ассоциацию рециклинга», - рассказывает депутат Законодательного Собрания и координатор рабочей группы по развитию отходоперерабатывающей отрасли Артем Черных.
Александр Симановский не стал скрывать, что в связи с дефицитом бюджета, в этом году финансирование вышеназванной программы сократилось , но сидеть сложа руки из-за отсутствия средств никто не собирается: «Представители министерства природных ресурсов, депутаты объехали все районы, встречались с местными администрациями, чтобы сообща найти решение проблем со сбором, вывозом и сортировкой мусора. Искали варианты, пришли к выводу, что нужно заинтересовать самих людей, предпринимателей. Таким образом, появился пилотный проект Западного кластера. Нашелся инвестор, готовый организовать вывоз мусора на полигоны сразу из 11 территорий, вложить деньги в строительство мусоросортировочных станций, работать в рамках существующих тарифов. Главное его условие – возможность контролировать полигоны. То есть придется отсекать мелких сборщиков мусора, которые работают на территории муниципалитетов и, как правило, завышают тарифы. Если главы районов нас услышат, то порядок будет можно навести».
Генеральный директор ООО «Экоресурс» Евгений Шепелёв согласен, что полигоны не вечны и по объемам ограничены. А значит просто необходимо снижать объем утилизируемых отходов за счет сортировки. « Мы заинтересованы пропускать весь мусор через сортировку. Ведь и оставшийся после отбора грязный мусор можно брикетировать, и он будет занимать меньше места. Именно для этого на законодательном уровне нужно запретить вывозить мусор на свалки без сортировки, запретить и штрафовать за нарушения. А что касается переработки мусора, то это станет возможно, когда в каре появится достаточное количество сортировочных заводов. А пока отобранное для переработки вторсырье мы везем в другие регионы» - говорит Евгений Шепелёв.
Кстати, по утверждению Александра Симановского, федеральное правительство не против передать дополнительные полномочия регионам, чтобы на местах можно было решать вопросы с аудитом и страхованием в сфере отходоперерабатывающей отрасли.
В заключение Александр Симановский отметил, что, не смотря на принятие Закона «Об экологической безопасности и охране окружающей среды в Красноярском крае», который на днях уже вступит в силу, работа над ним будет продолжаться постоянно. Между первым и вторым чтением, кстати, в закон было внесено 60 различных поправок. Так что пересматривать закон, дополнять и улучшать депутаты намерены каждые полгода.
Полную видеоверсию смотрите на странице пресс-центра