Охранным предприятиям нужно объединиться, чтобы решить проблемы
Негосударственная сфера безопасности в России нуждается в концепции дальнейшего развития.
Негосударственная сфера безопасности в России нуждается в концепции дальнейшего развития. Об этом сейчас говорят и сами сотрудники частных охранных предприятий, и сотрудники правоохранительных органов, которые контролируют деятельность ЧОПов. Изменения в экономической ситуации страны, вступление России в ВТО – все это диктует необходимость системного подхода к организации работы ЧОПов.
На 1 октября 2013 года в Красноярском крае насчитывается 476 частных охранных предприятий, 59 из которых выполняют свои функции со служебным оружием. В негосударственной сфере безопасности работает 14 тысяч охранников. Контроль за частной детективной и охранной деятельностью возложен на Лицензионно-разрешительное Управление лицензионно-разрешительной работы МВД России.
«Частное охранное предприятие должно иметь лицензию и обученных подготовленных сотрудников. Удостоверение охранник получает только после успешной сдачи экзаменов, причем раз в два года, а вооруженные охранники ежегодно сдают зачеты. Раз в три года мы проводим плановые проверки Частных охранных предприятий, возможны и внеплановые проверки по заявлению граждан. Так что требования к охранникам достаточно высоки»,- заявил заместитель начальника Центра лицензионно-разрешительной работы ГУ МВД России по Красноярскому краю Александр Игнатенко.
Председатель Комитета по безопасности предпринимательской деятельности Центрально-Сибирской Торгово-промышленной палаты Владимир Черников выделил три основные проблемы на местном рынке охранных услуг. Во-первых, экспансия московских охранных организаций, которых в свою очередь вытесняют зарубежные инвесторы (что стало возможным со вступлением России в ВТО). Конечно, закон запрещает иностранным гражданам заниматься охранной деятельностью, но, тем не менее, они успешно пользуются услугами российских учредителей.
Вторая проблема – это демпинг, что хорошо прослеживается в системе госзаказа. Когда торги на оказание охранных услуг выигрывает предприятие за цену, которая не позваляет выплачивать охранникам даже МРОТ. Естественно, что и качество услуг такие фирмы обеспечить не могут. Кстати, Агентство госзаказа уже обратило внимание на эту проблему.
И третья проблема – это проблема кадров. Зарплата у охранников не растет, а требования (по закону) ужесточаются. Поэтому наблюдается отток сотрудников в срожа, вахтеры и контролеры, гдн зарплата выше, а требования проще.
Уже давно рассуждая о дальнейшем развитии сферы негосударственной охраны, специалисты предложили обратить вниание на институт саморегулирования . Предполагалось, что СРО должны, во-первых, навести порядок в отрасли, во-вторых, обеспечить соблюдение стандартов и гарантировать качество охранных услуг, и в-третьих, защитить внутренний охранный рынок.
Но, по заявлению Черникова, некоторые красноярские фирмы уже разочаровался в московском СРО, членами которой стали. Взносы требуют, а отдачи никакой. Альтернативой СРО на российском рынке стали своего рода охранные олигархи – крупные охранные агентства, которые усрешно поглощают региональные ЧОПы.
Директор ООО ЧОА «УРАГАН-С» Виктор Граблин в СРО вступил, но тоже считает, что членство в саморегулируемой организации не должно быть обязательным. Членство в СРО дает, по мнению Граблина, реальную возможность участвовать в крупных федеральных проектах. А что касается стандартов охранных услуг, то выполнения лицензионных требований вполне достаточно, чтобы услуга была качественной. У каждого охранного предприятия существует еще и свой внутренний регламент. А хорошо сделанная работа, качественно оказанная услуга – это всегда было, есть и будет конкурентным преимуществом.
Охрана требуется практически всем, поэтому и перечень предоставляемых услуг довольно широкий. И если государственные объекты жизнеобеспечения, особой важности и повышенной опасности охраняет исключительно Вневедомственная охрана, то рынок охраны других объектов они делят с частными агентствами. Под присмотром государственной охраны в крае находится 8 тысяч объектов, и 14,5 тысяч – охраняются ЧОПами. Имеются в виду предприятия всех форм собственности, различные организации, образовательные, медицинские учреждения и, конечно, квартиры граждан.
Участники обсуждения вышеназванной темы сошлись во мнении, что в Закон об охранной деятельности должны быть внесены изменения, которые расширили бы полномочия охранников. В этом заинтересованы и правоохранительные органы. Например, сейчас охранники, задержав нарушителя, не имеют права сами доставить его в РОВД, наряд полиции должен за ним приехать. Так как охранные агентства добровольно помогают полиции в охране общественного порядка и борьбе с уличной преступностью, они должны иметь право на проверку документов и досмотр подозрительных лиц. Такие права нужны особенно для групп быстрого реагирования. Должно быть регламентировано и применение физической силы к нарушителю со стороны охранника.
«Действительно шесть крупных охранных предприятий в Красноярске заключили соглашение с органами внутренних дел. 32 группы быстрого реагирования работают по совместной программе «Единая дежурная часть». Мы совместили наше оборудование с оборудованием вневедомственной охраны. Ну, например, чтобы в дежурной части могли наблюдать за нашими патрульными экипажами он-лайн», - рассказал директор ООО ЧОА «УРАГАН-С» Виктор Граблин.
Безусловно, свои проблемы охранные предприятия не должны решать в одиночку. Для этого ЧОПы объединяются в Ассоциации - для обмена опытом, информацией. В 2013 году стали появляться СРО - это тоже попытка объединиться для совместного решения проблем.
По своей сути, охранная деятельность, оставаясь сферой оказания услуг, по причине отсутствия системного подхода, выполняет не декларированную законом функцию обеспечения государственной безопасности на внебюджетной основе. Если государственная правоохранительная система финансируется из государственного бюджета и имеет строгую системную функцию, отраженную текущим законодательством, то частная охранная деятельность существует на доходы от собственной предпринимательской активности и не носит системного характера.
«Между тем именно централизация позволяет работать более эффективно. Рынок трудно загнать в рамки, он хаотичен и не структурирован, но рано или поздно это должно произойти, так как все к этому стремятся», - заключил председатель Комитета по безопасности предпринимательской деятельности ЦС ТПП Владимир Черников.
Полную видеоверсию смотрите на странице пресс-центра