Мой работящий Mercedes: Тест развозного фургона с именитым шильдиком на капоте
Что вы представляете себе при словах «Mercedes-Benz»? Давайте угадаю. Роскошные представительские седаны, обилие хрома и кожи? Невероятный, длинный, как корабль, S-Class? Или брутальный настолько же, насколько и престижный Gelandewagen? Мощные моторы от AMG? Стремительные купе SLK? Признайтесь, что Mercedes для большинства россиян — символ богатства и роскоши, премиального качества и зачастую избыточной мощи. Все так, но…
А что если я попрошу вас по‑быстрому накидать в багажник моего Mercedes килограммов 400—500 груза?Или даже 700? Скажем, несколько десятков ящиков с фруктами? И ли пару ( да-да, п ару) холодильников? И не нужно никакого брезента, чтобы застелить нежное покрытие багажника — все уже готово, клади груз и не задумывайся.
Если я скажу, что даже будучи полностью груженным, мой Mercedes-Benz вряд ли попросит более пяти литров топлива на сто километров пути? Официально, по паспорту — всего лишь 4,3 литра «тяжелого» топлива. Или представим это так: на 20 литрах солярки можно без проблем проехать почти 500 км. И не только по трассе, но и в городском напряженном режиме.
Если я замечу, что этот автомобиль — вовсе не габаритный грузовик, он легко и непринужденно паркуется в обычных городских «карманах», маневренностью не уступая компактным легковушкам? Что у него есть электроусилитель руля, есть ABS, современная система курсовой устойчивости, есть подогрев сидений и полный электропакет?
Мой работящий Mercedes: Тест развозного фургона с именитым шильдиком на капоте
Уверен, что большинство читателей будут поставлены в тупик такими заявлениями — и полезут в официальный каталог Mercedes-Benz. И здесь уже я не в силах сохранить легкую интригу нашего тест-драйва — очевидно, речь идет о новейшей модели развозного фургона Mercedes-Benz Citan. Прошу любить и жаловать — вот он, красненький, еще чистый перед поездкой, сверкающий крупными, по‑мерседесовски серьезными фарами и слепящий бликами от фирменной трехлучевой звезды. Надежный спутник, работяга, бизнесмен — всего понемногу. Деловитый и на удивление гармонично сложенный, вопреки стереотипам марки — вовсе не роскошный, а практичный и продуманный.
Строго говоря, Mercedes-Benz Citan — это немецкий автомобиль на французской основе, он появился как результат плодотворного сотрудничества компаний Mercedes-Benz и Renault. И если присмотреться внимательно, то в компоновке и силуэте фургона Citan угадывается популярный фургон Kangoo. Выпускается Mercedes-Benz Citan на том же заводе во Франции, где и собирают Kangoo. Это не хорошо и не плохо — это просто факт промышленной интеграции двух европейских автогигантов. Можно быть уверенным — если концерн Daimler AG ставит на Citan свой фирменный знак, то компания отвечает за надлежащее качество. Если же внимательно изучить таблицу сравнительных характеристик фургонов от разных производителей (см. ниже), то видно, что эксплуатационные показатели Citan чуть лучше французского аналога.
Каков же ты вблизи, коммерческий фургон от Mercedes-Benz? Стрекотание двигателя слышно лишь снаружи — внутри неожиданная тишина. Шумоизоляция мотора на удивление хороша — а ведь это дизель, априори шумящий чуть больше, нежели его бензиновые собратья. Предчувствую, что это не единственный сюрприз, заготовленный инженерами из Штутгарта.
Мой работящий Mercedes: Тест развозного фургона с именитым шильдиком на капоте
Интерьер Mercedes-Benz Citan (наша модификация — 109 CDI) лаконичен и функционален — ничего лишнего, все для выполнения задач, все для работы. Традиционное мерседесовское решение: на одном рычаге слева от рулевой колонки вся ответственность как за управление внешним светом, так и омывателем-очистителями лобового стекла. Обращает на себя внимание крупная монолитная рукоятка стояночного тормоза — невольно проникаешься к машине уважением.
Большие боковые зеркала компенсируют отсутствие обзора непосредственно позади автомобиля (фургон есть фургон!), но не на 100 % — ах, как бы помогла нам камера заднего вида… Качество сборки? Будем честны: это не премиум-класс, здесь можно заметить и откровенно бюджетные верньеры климатического блока, пластик торпедо, твердые противосолнечные козырьки. Все по‑честному — машина для работы, а не роскоши или статуса. И все же это Mercedes: на кочках ничего не бренчит; забегая вперед — автомобиль неплохо держит дорогу в поворотах, излишне не кренится; боковые и задние двери закрываются с первого раза, с деловитым щелчком.
Самый крупный эргономический просчет, на мой взгляд — расположение клавиш стеклоподъемников: даже человеку среднего роста и длины предплечья придется неловко отводить назад локоть, чтобы попасть пальцами на кнопки. Этот просчет также оказался и единственным — в остальном управлять Mercedes-Benz Citan не труднее, чем обычным седаном. Кстати, есть и пассажирский вариант Mercedes-Benz Citan с двумя рядами сидений — столь же неприхотливый и надежный, но рассчитанный на семейную эксплуатацию.
Тест-драйв решено было проводить в полевых условиях: раз уж это развозной фургон, давайте‑ка загрузим его как следует и организуем доставку клиентам! На складе наших партнеров как раз нашлась партия автомобильных запчастей, упакованных в габаритные коробки по 25—35 кг весом. Договорившись обо всем по телефону, отправляемся в путь.
Каков грузовой Citan на ходу? Очень неплох, надо признать. Заявленной тяги в 200 Н·м (достигается уже при 1750 оборотах) более чем достаточно: конечно, полуторалитровый дизель не раскручивается далее 4000—4500 об/мин, но разгоняет машину очень бодро, причем с любым количеством груза в багажнике. Приятно, что сцепление и двигатель настроены идеально: хоть я и не практикую регулярную езду на автомобилях с МКПП, мне ни разу не случилось заглохнуть при трогании. Даже с двумя людьми и полтонной груза на борту Citan мягко трогается с самых малых оборотов, демонстрируя покладистый характер турбодизеля.
Подвеска оставила двоякое впечатление: с одной стороны, она неожиданно мягка, плотно и емко принимает многочисленные неровности наших дорог, не боится пробоев; с другой стороны, как и полагается маленькому грузовичку, изрядно подкидывает заднюю часть фургона на рельефных кочках. Но это в порожнем состоянии — груженый Citan идет значительно плавнее. Понравились и резкие, мощные тормоза — дисковые на обоих осях.
Мой работящий Mercedes: Тест развозного фургона с именитым шильдиком на капоте
Вот мы и на месте — двери склада гостеприимно раскрыты, коробки ждут нас. Наши же двери распахиваются на 180 градусов, делая погрузку любых габаритных коробок беспроблемной. Заезжаем прямо в «предбанник» склада, организуем погрузку. А когда закрываем двери обратно — стопорные штыри просто входят в свои гнезда, восстанавливая механическое сочленение с дверью. Удобно!
Мой работящий Mercedes: Тест развозного фургона с именитым шильдиком на капоте
Обращаю ваше внимание на компоновку деталей шасси и днища: если вы заглянете Citan под брюхо, то не увидите там торчащих рычагов, патрубков, агрегатов. Машина спроектирована так, чтобы при езде по проселку или траве/дерну не повредить жизненно важных узлов. Об этом мы вспомнили, пробираясь разбитым проселком к складской базе — под весенними лужами нас поджидали и крупные камни, и кочки, и мотки проволоки. Но нашему городскому титану (именно так расшифровывается сокращение Citan = City Titan) все нипочем — машина неприхотлива.
Мой работящий Mercedes: Тест развозного фургона с именитым шильдиком на капоте
Разумеется, Mercedes-Benz Citan — вполне современный автомобиль, дитя XXI века, несмотря на аскетичный салон и рабочее предназначение. Для немецкого фургона предусмотрены такие опции, как пылеулавливающий салонный фильтр, теплоизоляционное остекление, противооткатная система (AAS), функция воздушного осушения лобового и боковых стекол. Электронная система стабилизации ESP — новейшая, девятого поколения (а ведь именно Mercedes-Benz является инициатором появления подобных систем на легковых автомобилях — еще в 70‑х годах прошлого века!). При экстренном торможении срабатывает аварийная световая сигнализация — нелишнее приспособление для машины со столь чувствительной педалью тормоза.
Мой работящий Mercedes: Тест развозного фургона с именитым шильдиком на капоте
Дизельный двигатель относительно небольшого объема на Mercedes-Benz Citan — идеальное решение. Мы плотно заполнилит кузов коробками общей массой за 350 кг, но на динамике это не сказалось. Мотор легко толкает изрядно потяжелевший фургон с места, разгоняет в прежнем оптимистичном стиле, а тормоза не теряют эффективности.
Мой работящий Mercedes: Тест развозного фургона с именитым шильдиком на капоте
Кто же может стать владельцем Citan, какую целевую аудиторию намечает себе Mercedes-Benz, выводя на рынок не самый дешевый фургон? Прежде всего заметим, что сравнивать Citan следует не с Lada Largus (у которого гораздо меньше как объем багажника, так и максимальная грузоподъемность), а с машинами классом выше — такими как Renault Kangoo (Fourgon), VW Caddy (Kasten), Peugeot Partner (Tepee VU).
На стороне Citan — увеличенный сервисный интервал (20 000 км), даже с учетом дизельного агрегата. Mercedes-Benz старается привлечь покупателей кредитными и лизинговыми программами. По словам представителей компании, повышенная стартовая цена Mercedes-Benz Citan с лихвой компенсируется доступным сервисным обслуживанием, действительно демократичной стоимостью запчастей (это может казаться странным для бренда Mercedes-Benz, но это факт: запчасти на «королевскую марку» ничуть не дороже, а зачастую и дешевле таких же у ближайших конкурентов), увеличенным периодом ТО (согласитесь, 20 000 км для дизельного двигателя — это много!). И в конце концов, это же Mercedes-Benz — здесь не экономят на качестве сборки, на контроле и климатических испытаниях. Можно быть уверенным, что фургон отбегает положенные ему 250—300 тыс. км без серьезных поломок, не отягощая карман хозяина мелкими форс-мажорами.
Поэтому покупать Citan будут, вероятно, крупные корпоративные клиенты, уже владеющие парком Mercedes-Benz; фанаты бренда, ценящие качество во всем; и те люди, которые уже всласть наработались на дешевых, дребезжащих машинах и желают на закате своей карьеры ощутить в конце концов, что такое солидный инструмент…
Приятно, наверное, открыть двери гаража и увидеть там функциональный, приносящий прибыль, современный автомобиль… с трехлучевой звездой на капоте. И когда коллеги спросят: «На чем гоняешь, приятель? Что это у подъезда?», небрежно и с гордостью ответить: «Мой работящий Mercedes».
Объективности ради мы приводим краткую сравнительную таблицу характеристик нескольких развозных фургонов класса Mercedes-Benz Citan:
Мой работящий Mercedes: Тест развозного фургона с именитым шильдиком на капоте
Не будет лишним заодно взглянуть на характеристики российского фургона Lada Largus: бензиновый мотор 1,6 л/84 л. с./124 Н·м, схема подвесок аналогичная (спереди — Мак-Ферсон, сзади — балка), расход топлива в смешанном цикле — 8 л/100 км, МКПП5, объем багажника — 2540 л, снаряженная масса — 1260 кг, грузоподъемность — 750 кг. Стоимость фургона на базе Logan — от 350 т. р.Безусловно, эксплуатационные характеристики Lada Largus и Mercedes-Benz Citan не сравнимы (особенно в случае перевозки крупногабаритных грузов), но и цены отличаются значительно.
Попробуем прикинуть, насколько быстро окупится разница в цене между Mercedes-Benz Citan (860 т. р.) и предполагаемым бензиновым конкурентом-одноклассником (условно — 700 т. р.). Средний расход топлива для Citan примем за 5 л/100 км (дизель), средний расход бензинового фургона примем за 10 л/100 км. Стоимость 1 л солярки — 35,5 р., 1 л бензина Аи-92 — 30 р. Таким образом, стоимость 1000 км пути для Mercedes-Benz Citan — около 1700 р., для бензинового фургона — 3000 р. Примерно через 100—150 т. км Mercedes-Benz Citan полностью окупит разницу в цене, а через 200—250 т. км принесет выгоду в 150 т. р. или более (учитываем и более выгодные условия обслуживания Mercedes). Полагая средний годовой пробег коммерческого фургона в 100—150 т. км, можно сказать, что в расчете на 2—3 года эксплуатации дизельный Mercedes-Benz Citan — отличный выбор.
Текст: Павел Веселовский
Фото: Георгий Григорьев