Гидроэнергетики дождались либерализации рынка мощности
И.о. генерального директора ОАО «ЕвроСибЭнерго» Вячеслав Соломин: Конкуренция тепловой и гидрогенерации за потребителя должна вестись в равных экономических условиях
Правительство РФ утвердило Постановление "О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности в части особенностей участия на оптовом рынке субъектов электроэнергетики, владеющих гидроэлектростанциями, расположенными во второй ценовой зоне оптового рынка".
В соответствии с поправками, доля мощности, продаваемой гидроэлектростанциями во второй ценовой зоне (Сибирь) по регулируемым договорам (без учёта поставки населению), на период с 1 мая 2014 года по 31 декабря 2015 года устанавливается на уровне 35%. С 2016 года предусматривается сокращение доли мощности, продаваемой по регулируемым договорам, до 20%. Таким образом, в ближайшей перспективе сибирские ГЭС смогут продавать 65% мощности по рыночной цене. Мощность других производителей электроэнергии, как и сама электроэнергия, продаются по свободным ценам.
Принятие Постановления – решение взвешенное и своевременное.
- В Сибири избыток мощностей, которые необходимо задействовать с наибольшей эффективностью, именно в рыночной логике. Особенно, когда речь идет об экологической, то есть гидрогенерации, – комментируют в «ЕвроСибЭнерго». - Около половины электроэнергии в Сибири вырабатывается именно на ГЭС, которые служат еще и регуляторами работы энергосистемы. При этом наличие высокой доли гидрогенерации обеспечивает более низкие цены для потребителей, - отмечает Соломин.
Отметим, с 2011 года до сего времени мощность, производимая ГЭС второй ценовой зоны, поставлялась потребителям по регулируемым ценам, формируемым Федеральной службой по тарифам. При этом тепловые станции продавали свои мощности по рыночным ценам, в несколько раз превышающим регулируемые. Это привело к тому, что значительная часть денежного потока была перераспределена в пользу компаний тепловой генерации. Таким образом, на протяжении нескольких лет сибирские предприятия гидрогенерации были вынуждены работать в дискриминационных рыночных условиях. К тому же у ГЭС по сравнению с ТЭС нет возможности получать выручку от продажи тепла.
Равные условия конкуренции тепловой и гидрогенерации – рыночная необходимость, где важно сокращать издержки и повышать внутреннюю эффективность энергопредприятий.
Также частичная либерализация рынка мощности дает возможность гидроэлектростанциям заключать с потребителями прямые двусторонние договоры, позволяющие обеим сторонам зафиксировать ценовые параметры на долгосрочной основе. Такие договоры могут заключаться по цене ниже рыночной, что также действовало до 2011 года.
Введение новых правил рынка электроэнергии и мощности не распространяется на тарифы для населения. Государство в лице Федеральной службы по тарифам полностью сохраняет контроль над ценовой ситуацией на рынке электроэнергии.