Мопед не мой?
Для начала определимся, что именно закон подразумевает под терминами «мопед», «скутер», «мотороллер»
МОПЕД — КАК МНОГО В ЭТОМ СЛОВЕ…
Для начала определимся, что именно закон подразумевает под терминами «мопед», «скутер», «мотороллер». Тут все просто: для ПДД нет никаких скутеров или мотороллеров, есть только «мопеды». И в России мопед — это «… — двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и максимальной конструктивной скоростью не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками». Поэтому танцуем от объема двигателя и скорости.
Мопедом (далее в тексте мысленно расширяем это понятие на несколько видов близкой по характеристикам мототехники) можно управлять по достижении 16 лет — имеется в виду, что с этого возраста можно выезжать на дороги общего пользования. На велосипеде по дорогам разрешено ездить с 14 лет. В новых водительских правах, действительных с 1 апреля 2014 года, присутствует категория М, созданная специально для мопедов — но фактически по ней еще не готовят в автошколах (программы обучения еще не готовы). Пока дело обстоит так: водителям скутеров и мопедов не стоит опасаться штрафов за езду без прав — сотрудникам ГИБДД дано указание пока не штрафовать «двухколесных», дать людям время подготовиться. Но рано или поздно категорию М получить придется.
Напоминаем, что согласно п. 24.2. ПДД велосипеды и мопеды должны двигаться только по крайней правой полосе, в один ряд и возможно правее. При этом у мопеда должен быть включен ближний свет. Правда, есть закавыка в законе: крайне правый ряд часто занят автобусами, которых приходится обгонять хотя бы в районе остановки — и фактически, «немного» нарушать ПДД. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.
Помните: мопед (скутер) — это одноместное т/с. Без нарушения ПДД водитель мопеда может перевозить «за собой» только ребенка до 7 лет, и пассажир-подросток — уже незаконно. Другое строгое требование — наличие мотошлема. В этом водители скутеров ничем не отличаются от водителей мотоциклов.
А еще мопедам запрещено, цитируем: «поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении». Прямо скажем, тяжеловато будет передвигаться по городу, послушно НЕ поворачивая налево…
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Кстати, о правах. Надеюсь, все читатели в курсе того, что с апреля 2014 года изменилась классификация водительских категорий. Ранее существовали лишь пять категорий: А — все мотоциклы, B — автомобили до 3,5 тонны, C — автомобили более 3,5 тонн, D — пассажирские авто, имеющие более 8 мест (не включая водителя), и E — составы транспортных средств (грузовые автопоезда или сочлененные автобусы). Теперь же количество категорий возросло до десяти, при этом появилось еще шесть подкатегорий.
Итак, с 1 апреля 2014 года введены новые категории в водительских правах для двух-, трех- и четырехколесных транспортных средств: М — мопеды и легкие квадроциклы, А1 — легкие мотоциклы с объемом двигателя до 125 кубических сантиметров, А — мотоциклы, В1 — квадроциклы и трициклы (раньше управлять мопедом и скутером можно было без прав).
В свою очередь, для легковых автомобилей осталось обозначение В, однако для вождения авто с прицепом уже нужно получить категорию BE.
Водители грузовых автомобилей категории С, а также автобусов категории D теперь поделены на подкатегории. Так, для перевозки групп людей до 16 человек достаточно будет получить права D1, а водителям пикапов и ряда других автомобилей грузоподъемностью до 7,5 тонны потребуется подкатегория С1. ГИБДД обещает, что что пройти обучение и сдать экзамен на подкатегорию будет проще, чем на категорию.
И для начинающих водителей, особенно девушек, немаловажное нововведение: появилась специальная отметка АТ, обозначающая право управления транспортным средством с автоматической коробкой передач. При этом водители, сдавшие экзамен на МКПП, смогут управлять машинами с любой трансмиссией.
При этом те, кто уже имеют права старых категорий, могут расслабиться — пересдавать на подкатегории им не нужно (если у вас В «старого образца», вы автоматически можете водить транспорт типа ВЕ и В1 — квадроциклы, трициклы, или буксировать прицеп). Старые права будут действительны до истечения срока, и при их обмене на новые пересдавать экзамены также не потребуется. Поэтому новые порядки актуальны для получающих права впервые или желающих открыть новую для себя категорию.
ВСЕ ГОВОРЯТ: ЗАСТРАХУЙ МОПЕД!
Кроме того, пока что мопеды-скутеры не нужно регистрировать в ГИБДД, получать на них номера или оформлять ОСАГО. Однако если вы купили скутер, и у него каким-то образом есть ПТС (при ввозе из-за границы таможня выдала ПТС), у вас будет основание зарегистрировать скутер в ГИБДД и, как следствие, застраховать его. Это повлечет за собой прохождение ТО. Таким образом, вы МОЖЕТЕ не регистрировать скутер и ездить на нем, просто обладая ВУ, но если есть ПТС и желание обезопасить себя от «разборок» при ДТП (а вдруг чиркнете случайно дорогущий Lexus или Mercedes AMG?), есть смысл получать номера и оформлять ОСАГО.
Кроме того, даже без ПТС вы можете оформить договор ДСАГО (добровольное страхование), где сможете сами выбрать страховой лимит, в пределах которого при наступлении страхового случая будет возмещаться ущерб. Для этого нужны документы, подтверждающие ваше право собственности на мопед. И еще: будьте готовы, что некоторые СК откажутся страховать мопед (скутер и т. п.), поскольку у них просто нет подобной практики. Возможно, придется обзвонить несколько СК, чтобы добиться успеха.
А ПЛАТИТ КТО?
Как быть, если за рулем мопеда — ребенок? Согласно статьям 1074 и 1079 ГК РФ, возмещение материального ущерба, причиненного несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, полностью ложится на него самого. Но если у него нет легальных источников дохода, тогда — на его родителей (опекунов). Таким образом, если подросток является владельцем мопеда (как источника повышенной опасности), то претензии после ДТП следует предъявлять к нему. Вызывайте ГИБДД, оформляйте ДТП, инспекторы обязаны выяснить личность владельца мототехники и составить протокол. Если ваше авто застраховано по ОСАГО, то ваша СК должна компенсировать вам убытки и в дальнейшем будет взыскивать регрессные средства с подростка (или его родителей, или фактического владельца мототехники).
В свою очередь, если водитель мопеда в ДТП оказался пострадавшей стороной, он разбирается с виновником либо как гражданское лицо (через СК виновника или через суд), либо как полноправный участник дорожного движения (через свою СК — если мопед застрахован).
И НАПОСЛЕДОК
Помимо мопедов в последнее время стали необычайно популярны так называемые питбайки. Это легкие кроссовые (формально — спортивные) мотоциклы с двигателем объема от 50 до 200 куб. см. Так вот, по закону, передвижение на таком питбайке по дорогам общего пользования без прав и номеров (а значит, ОСАГО) запрещено. На полигонах или в полях — сколько угодно, но в городе — нет; в частности, у питбайков нет осветительных приборов. И если экипаж ГИБДД остановит вас, а документов нет — получите штраф (2500 р.), технику же могут забрать на штрафплощадку. А если у вас нет ПТС, забрать питбайк со стоянки будет проблематично — как вы докажете, что являетесь его хозяином? Следовательно, чтобы эксплуатировать питбайк в городе, при покупке необходимо проверять наличие ПТС — без него технику не зарегистрируют в ГИБДД. Конечно, некоторые пытаются хитрить, выдавая питбайк за мопед (вплоть до стачивания напильником символов кубатуры с двигателя), оформляя подложные договора купли-продажи якобы мопеда — но это скользкий путь, да и сотрудники ГИБДД далеко не все такие простаки.
Лучший совет, который можно дать владельцам питбайков без прав и ПТС: завидев вдалеке экипаж ГИБДД, сверните на обочину, заглушите мотор и катите байк вручную. В этом случае вы не являетесь участником движения, и ваш мотоцикл — просто спорт инвентарь, который в любом случае нельзя забирать на штрафстоянку. Вот только что это за жизнь — соскакивать с мотоцикла всякий раз при встрече с полицией?
Так что, как это ни банально звучит — ради собственного спокойствия, безопасности окружающих и сохранности их автомобилей — соблюдайте ПДД, получайте права, все документы и ездите на здоровье.