Опасные гастроли
Руководители красноярских продюсерских агентств рассказали Sibnovosti.ru о «подводных камнях» своего бизнеса
Красноярцы долгое время не были избалованы разнообразием концертного репертуара: первое коммерческое гастрольное агентство появилось у нас только в 2002 году.
Зато сейчас город пестрит афишами: концерты – практически ежедневные, артисты и группы – на любой вкус.
В чем состоит работа организаторов гастролей? С какими проблемами им приходится сталкиваться? Что остается «за кулисами»?
Об этом Sibnovosti.ru рассказывают директор концертно-гастрольного агентства «Музыкальный город» Александр Рыжов, исполнительный директор продюсерского центра ARTICOOL Антон Гладков __и начальник отдела маркетинга и рекламы Красноярской краевой филармонии __Наталья Иванова.
— Что привлекает предпринимателей в гастрольно-концертном бизнесе? — размышляет Антон Гладков. — Низкий порог входа и высокая рентабельность. Потому сегодня появляется много новичков, которые так же быстро прогорают. Дело в том, что ни один артист не может дать стопроцентную гарантию аншлага. Мы можем попасть в ожидания публики, а можем и не попасть — это наши риски. При этом продюсерский центр выплачивает гонорар артисту, берет на себя расходы по организации своей части тура. Артист может отказаться или заболеть. Вернуть тебе предоплату. А ты уже заплатил за рекламу, продал билеты, купил авиабилеты и забронировал отель. Деньги в полном объеме вернуть не получится, неустойки съедят солидную часть бюджета.
А вот по мнению Александра Рыжова, гастрольно-концертный бизнес существенно изменился в последние годы, и не в лучшую сторону.
— Чисто по-человечески гастрольный бизнес мне сейчас неприятен, поскольку стал слишком меркантильным, - признается Рыжов. — Артисты окружены огромными менеджерскими штатами, которые манипулируют продюсерскими конторами, стараясь урвать куш пожирнее, в ход идут любые уловки. В результате теряется качество, что в итоге может отразиться на репутации артиста. Раньше такого не было. Артисты, музыканты сами приходили к нам, со многими складывались дружеские отношения. И мы работаем с теми, кто ценит такие отношения больше денег.
Наши эксперты сходятся во мнении, что в России — особая гастрольная политика и собственный подход к формированию цен на билеты.
— Например, американцы очень ценят время как главный жизненный ресурс, — говорит Антон Гладков. — Поэтому билет, купленный за месяц, будет стоить 100 долларов, и ты можешь выбрать любое место, ну кроме VIP. А за неделю до концерта — 150 долларов, и выбора мест уже нет. По принципу: кто быстрее, тот и прав. У нас такая система не работает. В России практикуется система из 12 ценовых поясов. Практически проверено, что билеты верхнего и нижнего ценового диапазона должны продаваться равномерно — это говорит о верно подобранном уровне.
Александр Рыжов убежден, что каждый город в России имеет собственные музыкальные вкусы, и надо хорошо понимать, куда и зачем ты везешь артиста.
— Специфика сибирских городов очень разная, — делится Рыжов. — Например, Омск стоит особняком, его никто не может победить, там аншлаговые артисты проигрывают, а аутсайдеры вдруг собирают аншлаги. Новосибирск - более академичный. А Иркутск абсолютно шансоновый. Томск — город университетский, среди студентов популярны бюджетные молодежные форматы. Владивосток - уникальный город, где Гриша Лепс собирает по 4–5 концертов, и, несмотря ни на какую охрану, на сцену обязательно прорываются какие-то ребята, чтобы пожать руку, побрататься, ничто не может их остановить. В Чите популярна недорогая попса, рок здесь вообще не проходит. Улан-Удэ — сложный город. Трудно угадать его настроение. То вдруг валом идут на антрепризу, а на следующий год готовишь для них еще более интересную программу, и такой актер, как Константин Райкин, вдруг проваливается. Мы включаем этот город в программу, каждый раз ожидая неприятного сюрприза. Красноярск — город консервативный, какие-то эксперименты здесь дорого обходятся. Но меня радует, что появилась тенденция гастролей в малых городах. Канск, Ачинск, Назарово, Тайшет, Усть-Илимск, Усть-Кут, Лесосибирск, Енисейск, Железногорск все чаще включаются в гастрольный график и концерты там успешнее, чем в крупных городах. Затратная часть гораздо ниже, чем в миллионниках. Аренда на порядок ниже, рекламная кампания ограничивается расклейкой афиш. При этом есть неплохие площадки — небольшие, уютные залы ДК.
Наталья Иванова отмечает, что в Красноярске появилась новая интеллектуальная публика — молодые люди, студенты, которые с удовольствием посещают академические и джазовые концерты.
— Филармония работает с людьми всех возрастов: спектакли для детей, абонементы и для молодежи, и для старшего поколения, эстрада для всех. Мы заметили, что последнее время филармония активно прирастает студентами. Этот зритель с удовольствием, самостоятельно приходит на концерты классической музыки, на джазовые концерты. Традиционно к нам с удовольствием ходит старшее поколение. Ведь мы выполняем не только культурно-просветительскую, но и социальную функцию. Филармония — это место, куда люди приходят в праздничном настроении, могут светски пообщаться, приятно провести время в современном интерьере, с чарующими видами на Енисей.
Эксперты -— представители гастрольного бизнеса — единодушно считают, что публика в Красноярске предана полюбившимся артистам.
— Не устаю удивляться преданности зрителей, — говорит Гладков. — Когда мы переносили концерт Антонова на несколько месяц вперед, билеты сдали только треть купивших. 70% почитателей таланта оставили билеты у себя - как гарантию того, что концерт состоится, Антонов поймет, как его ждут, и приедет. Так и случилось.
В то же время красноярские продюсеры отмечают засилье низкопробной культуры.
— Очень трудно сегодня противостоять низкопробному ширпотребу, который массовым потоком крутиться в ротации федеральных телерадиоканалов, — говорит Рыжов. — К сожалению, на уровне государства практикуется безответственный подход к формированию культуры. При этом, конечно же, продюсер не может продвигать артистов, которые отвечают исключительно его личным вкусам. Я очень часто, находясь в зале, наблюдаю, как налаживается глубокий, искренний контакт между артистом и залом, и это вызывает уважение, даже если моим личным вкусам этот исполнитель не отвечает. У продюсера, который работает с таким артистом, должно быть несколько качеств: интуиция, чтобы увидеть талант, и огромная любовь к этому человеку и его искусству, чтобы успешно продвинуть его и не сломать артиста.
Продюсеры признаются, что любят работать с зарубежными артистами.
— У западных артистов совершенно иной подход к райдеру, обусловленный тем, что живут в туре, путешествуют в большом комфортабельном автобусе со спальными местами, — рассказывает Антон Гладков. — С ними фура с аппаратурой. Перед концертом эвент — обязательный выходной день, с колес они в принципе не работают. Соответственно, у них тайм-менеджмент как на конвейере. Вот пишут — нам нужен кейтеринг-рум со шведским столом, открытый с 6 до 23 часов и не далее, чем в 20 метрах от сцены. В такое-то время подать горячее и жидкое, столько-то блюд на выбор, в такое-то время полдник, ужин и прочее. Как в отеле. Разные группы персонала приходят точно по часам, едят и дальше работают. Все просчитано. А нам... приходится импровизировать, как и где разместить столовую, нанимать кейтеринг…
— Был случай, когда у гитариста американской группы _Korn _во время тура в Красноярске пошли почечные камни, его увезли в больницу, а на сцене его заменил личный техник, — рассказывает Рыжов. — У групп такого уровня каждый музыкант имеет техника. Оказалось, что парень очень сильный гитарист, и сыграл, на мой взгляд, даже лучше Уэлча. Вот представьте, какой высокий там уровень музыкантов, какая конкуренция, если гитарист высочайшего уровня готов работать в техническом составе рок-группы.
— Вообще очень приятно и интересно работать с западными артистами. В них высочайший профессионализм сочетается с душевностью и простотой в общении. Нет высокомерия и заносчивости, просто каждый на высшем уровне делает свою работу и получает от этого удовольствие. Каждый раз это поучительный мастер-класс на тему «как надо жить и работать». Это касается и таких мэтров, как Deep Purple, Scorpions, Gary Moore, Alice Cooper и звезд меньшего масштаба. Их райдер подчинен тому, чтобы ребята максимально качественно отработали шоу. График рассчитан по минутам, к приезду хедлайнера площадка собрана и настроена, остается несколько нюансов, что занимает не более получаса.
По словам наших экспертов, гастрольная палитра наступающей осени в Красноярске будет разнообразной.
Александр Рыжов:
— Этой осенью советую посетить уникальный проект Андрея Макаревича и Ильдара Казаханова «В Машине», где музыканты исполняют джазовые импровизации на песни группы «Машина Времени». А так же другие представления на любой вкус и кошелек: SOBO Blues Band, Актриса Светлана Крючкова, Дуэт им. Чехова, София Ротару, блюзмен Гай Дэвис, шоу «Болливуд Экспресс», спектакли «Любовь не картошка», «Искуситель», и, конечно же, Григорий Лепс.
Антон Гладков:
— Приходите на «Несчастный случай», Севару, Веру Полозкову, Гарика Сукачева, детское шоу «Барбарики», Сурганову, Пенкина, «БИ-2», Семена Слепакова, Бутусова, Дятлова, Павла Волю и многих других. Следите за рекламой.
Наталья Иванова:
— В ближайшие месяцы мы представим публике насыщенную программу с участием российских и мировых звезд. Это «золотой баритон» Дмитрий Хворостовский, народный артист России пианист Денис Мацуев, скрипач-виртуоз Михаил Симонян, пианист Александр Яковлев — мировой рекордсмен по количеству побед на музыкальных конкурсах, на данный момент их больше 50. Мы ждем оскароносную звезду Mary McBride (Мэри Макбрайд), это исполнительница саундтрэка к фильму «Горбатая гора». Вокальный квинтет из Финляндии «Сlub for Five». В Красноярске состоится эксклюзивный концерт Владимира и Никиты Пресняковых. К нам приедут Тальков-младший, Таисия Повалий, Нюша, легенда 90-х Светлана Владимирская, а также певица, поэт и композитор Елена Фролова. Ну и, конечно же, на всех площадках филармонии будут выступать наши, красноярские творческие коллективы. Это Академический симфонический оркестр Красноярской краевой филармонии, ансамбль танца Сибири им. М.С. Годенко, филармонический русский оркестр им. А. Ю. Бардина, фольклорные ансамбли «Вольница» и «КрасА», свободный балет Валерия Терёшкина, ВИА «77», оркестр ударных инструментов «Siberian Percussion», хор мальчиков «Каприччио», певица Вероника Махотина и «Мэйнстрим бэнд», джаз-группа Jam, детские литературный театр и музыкальные театры «Радуга» и «Бригантина».
Фото — с официальных сайтов красноярских гастрольных агентств.