Томские разработчики соберут школьникам электронные ранцы
Sibnovosti.ru выяснили, какие темы актуализировала новость о разработке нового электронного оборудования для школьников
Томская частная компания разработала альтернативный ранец школьника – тонкий терминал-дисплей на основе «электронной бумаги», в памяти которого хранятся все учебники, альбомы, справочники, энциклопедии, тетради и дневник, которые необходимы ученику в течение учебного дня.
Разработчики отмечают, что планшет может быть использован даже как тетрадь, так ка в него заложили функцию рукописного ввода. К нему прилагается электронная ручка, которая превращает "планшетник" из игрушки в настоящий компьютер.
«Мы создали эргономически идеальное компьютеризированное рабочее место школьника от первого до выпускного класса. Это терминал толщиной четыре миллиметра: заменяет целый школьный портфель. Вес терминала - около 250 граммов", – рассказал журналистам директор по науке и разработкам компании-разработчика Константин Шелевой.
Но все же это не совсем планшет. По словам разработчиков, ранец менее вреден для здоровья и имеет собственные полезные функции. Не нужно переключать внимание с клавиатуры на экран и обратно. Все это исключает перенапряжение мышц пальцев, резь и «песок» в глазах, проблемы с осанкой.
Каждый школьник с таким рюкзаком будет иметь личный электронный адрес, привязанный к имени и фамилии. Преподаватель сможет открыть электронный журнал, зайти по адресу, посмотреть, что пишет ученик в своей тетрадке, или поставить оценку в дневник. Для передачи информации будет использоваться Bluetooth, потому что интернет, по мнению разработчиков, отвлекает школьников от учебы.
По словам разработчиков, для выпуска установочной партии терминалов в 90 тысяч экземпляров необходимо около 5 миллионов долларов. Проект нуждается в доработке, разработчики ищут инвестора.
ЭЛЕКТРОННЫЙ ПЕРЕХОД
Корреспондент Sibnovosti.ru выяснил, какие темы актуализировала новость о разработке томичами нового электронного оборудования для школьников.
С начала года в большинстве российских школ внедрили у себя электронные дневники и журналы, часть из них при этом полностью отказалась от бумажного документооборота.
В начале января в силу вступило распоряжение Правительства РФ, согласно которому все государственные учреждения обязаны перейти на электронный формат оказания госуслуг. Это распоряжение имеет отношение и к обычным общеобразовательным школам: с этого момента в каждой из них педагоги должны вести электронные дневники и журналы.
Единые требования к системам ведения этих электронных документов были утверждены Минобрнауки ещё в 2012 году. С тех пор в школах начался постепенный перевод документооборота в электронный вид, хотя, по отзывам многих педагогов, на практике это привело к дублированию бумажных и электронных журналов и увеличению бюрократической нагрузки на учителей.
Тем не менее, полный отказ школ от бумажных журналов в пользу электронных — вопрос времени. Несколько сотен школ из разных регионов страны, подключенных к различным подобным интернет-проектам, попробовали в порядке эксперимента сделать это раньше остальных, чтобы оценить последствия этого шага.
Не все подобные проекты оказались успешными. В 2009 году в Красноярске был запушен проект Proverim.com. Сейчас он не функционирует, а домен выставлен на продажу.
ТРУДНОСТИ ПЕРЕХОДА
Одной из проблем перехода на электронные носители информации стала недостаточная техническая оснащенность некоторых школ. В школах, принявших участие в эксперименте, 91% учителей имеют в своем распоряжении компьютер или планшет, но подобный уровень технической оснащенности сегодня встречается далеко не везде. По словам специалистов, число подобных школ ограничивается границами Садового кольца.
Кроме того, педагоги не могут оперативно заполнять журналы и дневники из-за низкой скорости интернета (а в отдельных случаях его полного отсутствия). Сказывается на работе и факт некомпетенции педагогов в информационных технологиях. Средний возраст российского учителя – 47 лет, большинство из них требует помощь в освоении технологий. Введение отдельной штатной единицы в школах для этой цели не предусмотрено, и педагоги справляются своими силами.
При этом избежать работы с компьютерными технологиями учителям все равно не удастся: сегодня даже в Едином квалификационном справочнике записано, что школьный учитель должен обладать навыками работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой, браузерами и мультимедийным оборудованием.
Другой проблемой перехода на электронные журналы и дневники эксперт назвал недоработки нормативно-правовой документации в этой сфере, которая сегодня носит очень общий и не всегда конкретный характер. Сейчас всё ещё четко не решен вопрос требований к форме, периодичности и условиям архивации данных, обрабатываемых в электронном виде. Эти проблемы замедляют процесс перехода школ на электронный документооборот.
ВИРТУАЛЬНЫЕ УРОКИ
Подключение школ к электронному журналу дало им возможность проводить виртуальные уроки.
В многих российских регионах работают две модели дистанционного обучения. Одна из них – «Телешкола» – что-то наподобие Skype, где ученик общается только с учителем и самостоятельно изучает предложенный материал. Вторая модель – «видеоконференция», более прогрессивная ступень в дистанционном обучении, позволяющая ребёнку, находясь дома, заниматься вместе с классом, быть на уроке, через систему интерактивных планшетов работать на классной доске, объяснили в региональном департаменте образования.
Педагоги констатируют, переход на электронный журнал увеличил вовлеченность родителей в образовательный процесс. Мамы и папы стали больше времени уделять общению с преподавателями, используя дистанционные технологии.
Электронные дневники и журналы постепенно становятся повседневной реальностью в российских школах, и эксперты надеются, что со временем педагоги и родители научатся извлекать из новых сервисов максимум удобства.
Фото: архив sibnovosti.ru