Новые подходы к оценке качества работы школы для эффективного управления и информирования общественности
Мировой опыт показывает, что качественные управленческие решения могут быть приняты только на основании информации научных исследований
Мировой опыт показывает, что качественные управленческие решения могут быть приняты только на основании информации научных исследований. В данной статье представлены результаты исследования, проведённого в 2014 году специалистами Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в партнерстве с Институтом образования Высшей школы экономики при поддержке Министерства образования края. В ходе исследования проводилась апробация новой методики оценки эффективности работы школ с учётом особенностей ее контингента. Информационной базой исследования стали данные школьной статистики всего массива общеобразовательных организаций Красноярского края и специально собранные данные «социального паспорта» школ. Для анализа данных использованы методы регрессионного анализа.
Качество образовательных результатов школы является сегодня предметом пристального внимания как со стороны органов управления, так и со стороны общественности. Для первых оценка результативности работы школы – необходимый элемент управления, основание для принятия решений о поощрении школы за высокие достижения или реализации мер, направленных на «подтягивание отстающих». Для родителей данные о качестве работы выступают ориентиром при принятии решений о выборе школы для обучения ребенка. Для общества- это сигнал о положении дел в системе образования, имеющихся проблемах, масштабе внимания, уделяемого властью.
Последние годы получила распространение такая форма представления результатов оценки, как рейтинги, в которых школы выстраиваются в определенной последовательности в зависимости от оценок, полученных по различным показателям их деятельности. Это позволяет сравнивать школы между собой. В качестве показателей используются главным образом результаты ЕГЭ, данных о победителях олимпиад и конкурсов...
Возникает вопрос, насколько объективной и справедливой является такая оценка работы школы? Можно ли на основании, например, результатов ЕГЭ делать вывод о реальных усилиях педагогов и школы в целом?
С другой стороны, можно ли сравнивать элитные школы, привлекающие детей из тех семей, которые, как правило, имеют высокий уровень образования и дохода, и массовые школы, в которых работают с детьми из всех социальных групп?
Обоснованность таких вопросов связана с выявленной многочисленными исследованиями связью между образовательными достижениями и демографическими, социальными, экономическими характеристиками семей. Научные данные свидетельствуют, что ресурсы семьи – образовательные, культурные, материальные – имеют критически важное значение для успешности ребенка. За высокими баллами ЕГЭ могут стоять не только усилия педагогического состава или качество образовательных программ, но и характеристики учащихся (например, большее число прилежных и послушных учеников), образовательные ресурсы семьи, инвестированные в дополнительную подготовку школьника. Да и на житейском уровне мы понимаем, что дети приходят в школы с разным уровнем готовности, определяемым масштабом внимания, которое уделялось в семье.., семьи отличаются по степени вовлеченности в образование детей (времени, уделяемому проверке домашних заданий и т.п.), а также предоставляемым возможностям для культурного развития и воспитания.
Ориентируясь на научные представления, в ведущих мировых образовательных системах в течение ряда лет качество обучения оценивается с учётом внешних (или «контекстных»), не зависящих от школы факторов, влияющих на результаты учащихся. К таким факторам относятся, прежде всего, социально-экономические характеристики школы и её окружения и особенности контингента.
Ключевым при этом является понимание того, что результаты школьников зависят от распределения ряда социальных и экономических факторов между различными школами, а также внутри каждой школы.
То есть для понимания того, насколько качественно работают школы, выявления действительно эффективных школ, - важно не ограничиваться одними лишь показателями результата, но также обращать внимание на исходные условия, в которых этот результат формируется. Такая оценка является более надежной и справедливой.
На первом этапе исследования было проведено изучение внешних факторов, оказывающих фактическое влияние на образовательные достижения в школах.
В качестве значимых были выявлены такие характеристики, как:
- доля учащихся из семей, где оба родителя имеют высшее образование,
- доля учащихся, где хотя бы один родитель имеет высшее образование,
- доля учащихся из многодетных семей,
- доля учащихся из семей, где работают оба родителя,
- доля учащихся из семей, проживающих в благоустроенных квартирах.
На основе этих показателей был разработан интегральный показатель социально-экономических характеристик контингента школы, существенно влияющих на её результаты – Индекс социального благополучия школы (ИСБШ).
На следующем шаге была проведена оценка работы школ с использованием данного индекса. Сравнение проводилось в группах школ, имеющих близкий индекс, то есть работающих в сходных условиях. В этом случае эффективной признается школа, которая демонстрирует высокие результаты для своей группы. Ее уровень достижений может быть как выше, так и ниже среднего, но эффективность определяется - как возможность обеспечивать наилучший результат в заданных условиях.
То есть школы, демонстрирующие высокие результаты и занимающие высокие места в рейтингах, не всегда являются самыми эффективными. Опираясь на высокий потенциал детей, они сами могут прилагать усилия ниже возможных. И наоборот, школы, работающие со сложным контингентом учащихся, могут существенно повышать их шансы на качественное образование, хотя при этом абсолютные достижения (высокобальники ЕГЭ, победители олимпиад) могут быть не слишком высоки.
Подобный подход к оценке работы школ и их сравнению между собой стать основой для более продуктивных управленческих решений. Он позволяет выделить действительно эффективные школы и те, которые заслуживают повышенного внимания со стороны органов управления, что позволяет более адресно решать проблемы отдельных школ и, как следствие, повысить качество краевой школьной системы в целом. Такой подход полезен и для семей, которые могут делать более обоснованный вывод при выборе школы. Наконец, широкая общественность края получает более объективную картину положения дел, свободную от стереотипов и ярлыков.
Автор: Наталья Козина, Марина Пинская