Великий пост, или путешествие к собственной душе
На самом ли деле пост - синоним отказа от удовольствий и развлечений?
Великий пост, или путешествие к собственной душе.
У христиан начался Великий пост. Традиционно находящиеся вне церкви люди и даже многие верующие считают: Великий пост - время исключительного отказа от пищи, развлечений, поездок. На самом ли деле пост - синоним отказа от удовольствий и развлечений?
Корреспондент Sibnovosti.ru пообщался со священником Покровского собора Красноярска, блогером, миссионером Петром Боевым и спросил, как провести Великий пост.
Пост для всех
Пост стараются соблюдать даже неверующие люди. Например, можно услышать или увидеть множество передач, авторы которых активно рассказывают о благотворном влиянии поста. Но если мы говорим о Христе и о том, что Он доносит до людей, то понимаем: время Великого поста - не что-то узкое. Это истина о человеке.
Каждый из нас может быть цельным, непротиворечивым. Человек может принимать решения и не жалеть о них. Однако все это свидетельствует о высоком уровне духовной, глубинной жизни. Чтобы погружаться в эти глубины, достигать таких уровней, необходима регулярность.
Подойти к себе вплотную
У человека в течение жизни не всегда получается заниматься собственной душой, мыслями, поступками... Кто-то постоянно обижается или, наоборот, обижает, возможно, сквернословит. Некоторые гневаются по причине и без нее...Такое поведение означает, что человек не может собой управлять.
Каждый из нас - невероятно красивое существо, мы способны иметь внутреннюю автономию. Но этому приходится учиться. И в этом смысле пост - кратковременный промежуток, протяженностью полтора - почти два месяца, во время которого человек обязательно должен поставить перед собой задачи. Их не должно быть много! Не более трех. Если решение поститься пришло первый-второй раз, то тогда одной, но серьезной задачи будет достаточно. Каждую из них обязательно нужно разложить на составляющие. Например, "я с завидной периодичностью негативно реагирую на критику. Как мне с этим быть?" Если рассматривать этот вопрос, то в течение поста, во-первых, надо научиться принимать ее. Во-вторых, быть готовым к тому, что критиковать могут не только в лицо, но и за спиной. Если что-то критически все-таки сказано в адрес человека или даже услышано им, нужно найти время для осмысления и работать над этим.
Духовная операция: будет больно
Великий пост идет несколько недель. Каждые семь дней имеют значение, этапность возрастания. Время поста может быть полезно всем, но для христиан эти дни чрезвычайно значимы. Человек сколько угодно может совершенствоваться, менять себя... Но финальные вещи совершает Господь. Личность бывает настолько искажена разными поступками, травмами, нанесенными себе или кем-то, что часто не способна от чего-то освободиться. Внешне человек может быть изящен, красив, великолепен, а внутри он абсолютно испорчен, сломлен, подавлен.
Если речь идет о природе, то встает вопрос об исцелении человека. Становится понятно, что остается делать Богу. Каждый может приготовиться для духовной операции, а совершает ее Господь и только по просьбе человека.
Кроме Великого поста христиане проводят Страстную неделю. Тогда мы уже не думаем о себе, а осмысляем поступок Христа, его умирание. И время Великого поста, и Страстной недели учит каждого из нас быть ближе к тем, кто рядом с нами.
Сложный процесс восхождения
Великий пост никогда не теряет своей актуальности. У христиан есть понятие "промысл Божий". Если я лишаю себя недостатков, освобождаюсь от грехов, то должен это делать для чего-то и зачем-то. Быть очищенным от греха нужно, чтобы помочь другому человеку, который сам замаялся и запутался. В этом подлинный смысл Пасхи. На Пасху мы не концентрируемся на еде, как и в пост, а идем делиться радостью и через общение вдохновляем другого человека. Поэтому после Светлого Христова воскресения начинаются святые дни. Они длятся ни одну неделю, а сорок дней: как Христос встречался с апостолами, так и мы на протяжении всего этого времени особенно торжествуем. И подлинное мышление христианина всегда основано на победе жизни над смертью.
Еще раз о еде в Великий пост
Иногда человеку совершенно не обязательно ограничивать себя, например, в мясе или в молоке. Но бывает, что это крайне необходимо сделать! Когда каждый из нас четко определяет, что нужно менять в себе, а главное - для чего это нужно делать, мы начинаем в чем-то себя ограничивать.
Ограничения нужны. Наша жизнь захламлена разными сутолоками. В духовном и физическом пространстве человека куча всего лишнего. Посмотрите, сколько сейчас всякой техники: она лежит в столе, бесполезно катается в машине... И в жизни, и в душе много всего того, чем мы точно не пользуемся, но занимаем пространство. Приходится разгребать. Поэтому мы убираемся в себе не столько с применением правил "не есть мясо", "не пить молока" и так далее. Мы расчищаем душу, мысли, сердце от того, что мешает нам пробиться к целям, обрести целостность с собой и единство с теми, кто нас окружает.
Безусловно, существуют универсальные правила проведения Великого поста, но это типология, образец. Не все и не сразу могут ограничить себя, например, в еде. А все потому, что непонятно зачем это делать. Однозначно должна быть цельность.
Я бы подсказал тем, кто хочет поститься по-церковному - советуйтесь с духовником перед или во время поста. Если его нет, то пообщайтесь на с христианином, который для вас является примером. Вместе вы войдете в Великий пост с радостью и пониманием главного.