Взгляд изнутри, или по следам пятого Забайкальского Международного кинофестиваля
Ежегодно на кинофестиваль приезжают именитые кинокритики, режиссёры, организаторы подобных кино праздников в других регионах. За пять лет стало понятно, что обсуждают гости в кулуарах часто проблемы регионального кино, как и кому на местах удаётся снимать этническое и национальное кино. В 2015 решили собрать по этому поводу за круглым столом всех, кому это интересно и поделиться опытом
Взгляд изнутри, или по следам пятого Забайкальского Международного кинофестиваля
Кинофестиваль в Забайкалье проводится уже в течении пяти лет. Изначально его целью, было не только привести в глубинку хорошее кино, возможно не растиражированное, не популярное, но кино, дающее возможность думать.
В разные годы фильмами – победителями забайкальского кино форума становились: фильм Юрия Грымова «Чужие», кинолента итальянских кинематографистов «Наша жизнь», «Диалоги» Ирины Волковой, «Сибирь Мон Амур» Вячеслава Росса. Фильм – победитель этого года – «Дурак» Юрия Быкова, по словам организаторов, ещё раз доказал, что Забайкалью нужно честное кино о жизни.
Ежегодно на кинофестиваль приезжают именитые кинокритики, режиссёры, организаторы подобных кино праздников в других регионах. За пять лет стало понятно, что обсуждают гости в кулуарах часто проблемы регионального кино, как и кому на местах удаётся снимать этническое и национальное кино. В 2015 решили собрать по этому поводу за круглым столом всех, кому это интересно и поделиться опытом.
Курировал встречу, известный кинокритик Сергей Анашкин, тема звучала, как «Региональное и национальное кино» и он начала с главного, в чём разница между этими двумя понятиями:
«Наша тема называется региональное и этническое кино, и на беглый взгляд кажется, что это синонимы. Мы привыкли к тому, что есть кино московское, этническое и региональное кино от него отличается. Этническое кино чаще всего связано с языком. Язык становится тем паролем, который сближает своих. Региональное кино, это кино на русском языке. В Иркутске сейчас начали появляться фильмы о местных проблемах, тонкостях, не совсем понятных жителям других городов, это прежде всего взгляд изнутри. Это попытка рассказать о том, что тебя волнует своим же. Так вот если этническое кино, это, прежде всего язык и национальные традиции, то региональное кино это прежде всего, то что интересно тебе и твоим землякам рассказать той ж е Москве. У нас очень большая страна и те кто живёт на Урале, плохо себе представляют, а что происходит в Сибири, Якутии на Дальнем Востоке»
Проблемы у тех, кто решается создавать региональное и национальное кино, две. Основная проблема это отсутствие прямого финансирования, которое требуется для реализации национальных проектов. Кинематографисты вынуждены сами искать средства для реализации своих творческих планов, и они не могут соперничать с теми бюджетами, которые выделяют федеральные учреждения культуры или даже региональные. Чаще всего, национальные фильмы снимаются за частные деньги.
И вторая очень важная проблема, это отсутствие централизованного проката, национального кино, хотя бы в рамках региона. В Бурятии, Якутске, Забайкалье мы сталкиваемся с тем, что кинотеатры не готовы составлять специальные программы для национальных фильмов, даже если знают, что эти фильмы пользуются популярностью и что зритель придёт. Программный директор забайкальского кинофестиваля Мария Безенкова на примере Забайкалья обозначила ещё одну проблему, которая кроется в самих авторах:
«Три года мы проводим конкурс короткометражного кино, и я вижу, что в крае существуют талантливые и творческие ребята, которые могут себя реализовать. Но проблема в том, что творческие кадры не видят себя в этом регионе, все хотят уехать и не считают возможным снимать здесь и находить здесь собственного зрителя. Здесь проблема восприятия собственного продукта, они надеются, что где то там это будет востребовано. А я считаю, что пословица, где родился там и пригодился, она очень хорошо работает и для талантливых, творческих людей. Мы видим примеры Средней Азии: Казахстана, Киргизии, где местные таланты создают свои национальные произведения и там же получают профиты. Главное верить, что твой талант пригодится на месте»
Без сомнения верят в себя якутские кинематографисты, как профессионалы, так и любители. В Якутии только в прошлом году было снято больше 20 полнометражных фильмов. По словам, программного директора ежегодного Якутского кинофестиваля, Сарданы Савиной, которая приехала в Забайкалье за опытом и привезла свои наработки, в Якутии своё кино любят больше, чем голливудское или европейское:
«Сейчас много пишут о том, что за последние пять лет, якобы происходит якутский кинобум. И нас спрашивают, что такое якутское кино, что за феномен. Анализируя то, что происходит, могу сказать что, начиная с 2000 годов, когда стала доступна различная техника вся наша творческая молодёжь начала активно снимать кино. У нас сегодня кроме национальной кинокомпании пять независимых кинокомпаний. Ребята собираются, снимают кино, у некоторых работы возможно не очень высокого качества, но в то же время, у них у всех есть доступ прокатываться у себя в регионе. Кинотеатры берут и показывают местное кино, это один из плюсов, они таким образом поддерживают. Затем, фильмы идут дальше по улусам, это наши регионы, республика большая, состоит из 33 улусов. И где есть кинотеатры, они берут эти фильмы, а где нет – ребята выезжают со своими проекторами и показывают кино. Село нас ждёт и очень любит своё национальное кино»
Хотелось бы добавить, что в Якутии кино поддерживается и на правительственном уровне, создана республиканская киностудия, одновременно с ней был основан цирк, артистов отправляли обучаться в Китай.
В этом году на Забайкальском кинофестивале национальное кино было представлено двумя конкурсными фильмами, монгольско – китайская лента «Норжима» и фильм «Курке» режиссёра из Казахстана. Среди внеконкурсных показов, состоялась презентация картины бурятского режиссёра Солбона Лыгденова «Булаг», на встрече по проблемам регионального кино Солбон не скрывал, кино снимаем на собственные деньги:
«В советское время в кино были бурятские имена, но они мало были связаны с родиной, чтобы развивать бурятское кино. То, что мы сейчас пытаемся делать в Бурятии, так же делаем за свой счёт, ищем спонсоров, продаём свою собственность. И я скажу, что эффект всё равно есть, у нас начали шевелиться по культуре, например крупных постановщиков приглашает, что оперный, что драматический театр. А вот в плане кино никогда ничего не развивалось, с прошлого года по маленьку начали что то вкладывать, выделило государство 1,5 миллиона на промо продвижение фильмов. Говорить в наших регионах о прямом финансировании через Минкультуры пока рановато. Прокатчики спрашивают сколько процентов соотношение языка того и другого, если больше 30 процентов национальный язык, то они отказываются, или делают такой график, что люди с неохотой идут»
Удивительно, но все эти трудности не пугают местных талантов от кино, сложно сказать, что это – патриотизм, желание рассказать о своём народе, желание сделать себе честное имя на правдивом кино, но именно на таких людях, как Солбон Лыгденов держится сегодня национальное, колоритное кино, которое ждут и смотрят. Его новый проект «321 ая сибирская» уже в работе. По сюжету, действие разворачивается в период второй мировой войны. В окопе встречаются двое фронтовиков и признают друг в друге земляков с Бурятии. Они рассуждают о силе противника и о родных краях, старший солдат советует младшему беречь себя. После того, как младший уходит, второй мужчина с тяжелым вздохом прикладывает руку к боку – оказывается, что он тяжело ранен. Солдат закрывает глаза и начинает вспоминать степи родного края.
Послесловие: Никаких конкретных решений, как же всё-таки помочь региональному кино не исчезнуть, на круглом столе принято не было. Оно и понятно, те кто был на встрече сегодня, уже давно нашли возможности реализовывать свои творческие планы самостоятельно. И всё же небольшой шаг сделан – прозвучало предложение в рамках Забайкальского Международного кинофестиваля, кроме конкурса короткометражных фильмов местных авторов и конкурса сценариев, добавить и специальную программу фестиваля - региональное и этническое кино. Если его будут смотреть, на него появится спрос и большая российская культура поможет маленьким российским регионам.