Есть ли смысл подписывать петиции в Интернете?
Change.org не имеет юридической силы, рассказывают юристы. Чиновники, которым адресованы обращения, имеют право просто проигнорировать их, поскольку не уверены в достоверности голосов.
Более 14 тысяч интернет-пользователей подписались под петицией «Красноярску нужен чистый воздух». На минувшей неделе власти оперативно отреагировали на требования местных жителей: обещания чиновников решить проблему были многократно ретранслированы в средствах массовой информации. Это вдохновило красноярцев создавать новые интернет-обращения.
В последние годы в России стала очень активной интернет-площадка Change.org. Общественные петиции, подписи под которыми неравнодушные люди собирают не только в России, но и в других странах мира, оказались силой, способной реально повлиять на решение серьезных проблем в обществе.
В январе 2016 года красноярские пользователи Сети опубликовали петицию с требованием снизить стоимость проезда в маршрутных автобусов, позднее — открытое письмо к президенту страны от коллектива музейного центра «Площадь Мира» с просьбой защитить от увольнения своего директора Михаила Шубского.
В разное время красноярцы через интернет просили пресечь продажу хомяков на цирковых представлениях, сохранить мозаику на стадионе «Енисей», остановить уничтожение санкционных продуктов, не допустить сокращения автобусных маршрутов, и даже поставить памятник Дэвиду Боуи. Самое массовое обращение к властям — требование запрета строительства завода ферросплавов (тогда петиция собрала 181 тыс. подписей).
Несмотря на свою популярность, Change.org не имеет юридической силы, рассказывают юристы. Чиновники, которым адресованы обращения, имеют право просто проигнорировать их, поскольку не уверены в достоверности голосов. Юристы полагают, что в России в целом не принято доверять результатам интернет-опросов и онлайн-петиций, что во многом препятствует развитию взаимодействия правительства и населения через Сеть.
«Петиции не только позволяют собрать подписи, но делают нечто более важное – они объединяют в одном месте людей, которым небезразлична какая-то общая проблема. После эти люди могут работать вместе, договариваться о том, как они смогут добиться нужного внимания от адресатов петиции (властей, компаний, организаций). То есть, сбор подписей – это, зачастую, только первый шаг. Далее следует работа с подписчиками, которую осуществляет автор петиции, организуя различные онлайн и другие акции, общаясь с прессой и так далее», — поясняет руководитель русскоязычного сегмента «Change. org» Дмитрий Савёлов.
У системы есть свои критики. Противники распространения онлайн-петиций указывают на то, что «изменить мир, не вставая с дивана» — идея утопическая. Для людей, ставящих свои подписи под то или иное обращение, это просто способ почувствовать себя лучше, утвердиться в мысли, что они сделали всё, что было в их силах. Следовательно, интернет-петиции становятся не просто бесполезным, но вредным, потому что уводит людей от традиционных, активных форм протеста.
По словам Савёлова, подписать интернет-петицию — это лишь первый шаг долгого пути. Если обращение привлечет внимание СМИ, игнорировать проблему становится практически невозможно.
Один из самых главных аргументов в поддержку онлайн-петиций — это то, что пусть не всегда, но они срабатывают.