Как выживает красноярское телевидение в условиях кризиса
Ухудшение экономической ситуации серьезно ударило практически по всем российским СМИ. Кризисное падение рекламных бюджетов вынудило руководителей изданий оптимизировать расходы путем сокращений кадров и зарплат.
Ухудшение экономической ситуации серьезно ударило практически по всем российским СМИ. Кризисное падение рекламных бюджетов вынудило руководителей изданий оптимизировать расходы путем сокращений кадров и зарплат.
Первыми последствия кризиса ощутили на себе частные медиахолдинги. Так, еще в 2015 году стало известно о массовых сокращениях в холдингах NewsMedia, Газпром-медиа, «Коммерсант», «Национальная Медиа Группа» и др. Вслед за печатными средствами массовой информации сильнейший кризис ощутили на себе федеральные и региональные телеканалы.
Консультант аналитического центра Vi Александр Ефремов отмечает, что 2015 год закончился снижением объема рекламы на региональном телевидении в среднем на 20%, а в 2016 году ожидается сокращение рынка на 30-40%. Подчеркивается, что для большинства частных телеканалов реклама остается единственным способом получения доходов (исключая государственные дотации и различные инвестиционные проекты).
О кризисных явлениях в своей работе говорят руководители всех красноярских телеканалов: по их словам, доходы сократились от 10 до 30%.
Так, о 30-процентном падении рынка рассказал генеральный директор телекомпании «7 канал» Игорь Астапов.
«Рынок сокращается. Прошедший год мы прожили «ровно по рынку»: доходы у нас сократились практически на 30%. Весь прошлый год мы занимались оптимизацией наших расходов. 2016 год мы рассчитываем прожить более подготовленными, чем в прошлом», — рассказал Астапов.
Продюсер телеканала ТВК Илья Рождественский планы на 2016 года называет «выживанием». По его словам, редакция намерена «сокращать издержки, лучше работать с рекламодателем».
Единственным красноярским телеканалом, заявившим о «прибыли» стал «Центр-Красноярск».
«Учитывая, что мы являемся молодым каналом, мы все еще не выбрали свой «сегмент» рынка. Если другие каналы заявляют по рынку -20%, то я скажу, что у меня +20%. Но, разумеется, речь идет о совершенно разных суммах. Да, мы недополучаем с рекламы, но это из-за того, что мы совсем недавно на рынке, не до конца сформировали свою клиентскую базу», — прокомментировал директор телеканала Александр Бровкин.
Рынок СМИ крайне чувствительно отреагировал на общеэкономический спад: первое, за счет чего пытаются экономить редакции, — сокращение персонала. Большинство изданий оптимизировали штат еще до конца 2015 года. В настоящий момент различные редакции имеют свои варианты действий в кризисных условиях. Например, на телеканале «Афонтово» сотрудников переводят с окладов на гонорары.
В конце 2015 года в федеральных СМИ появилась информация о сокращениях в медиахолдинге ВГТРК.
«У нас никаких сокращений не было: последние 6-7 лет мы работаем одним составом. Сокращения на федеральном уровне касалось закрытия канала «Россия 2», продажи частоты». Есть некий миф, что мы живем за счет бюджетных средств: мы их практически не получаем, также продаем рекламные возможности», — прокомментировал директор филиала ВГТРК «КГТРК Красноярск» Василий Нелюбин.
Одна из тенденций на красноярском рынке — сокращение производства собственного контента.
Так, с модели самопрограммирования на сетевое партнерство переходит «12 канал».
«12 канал» прощается с идеей самопрограммирования и переходит на модель работы с сетевым партнером. Ориентировочно планируем с марта. Для красноярского ТВ это, безусловно, шаг назад, но при нынешнем снижении рынка рекламы «12 канал» перестал быть рентабельным, а дотировать его за счет «Примы» — не то, что было бы сейчас разумно. Какие именно из собственных программ останутся на 12ТВК — сейчас как раз решаем, это зависит и от формата сетевого партнера. Вполне возможно, это будет вообще объединенный продукт, без разделения на программы «Примы» и «12 канала», — прокомментировал директор телеканала Сергей Рубцов.
В 2015 году также стало известно о закрытии одного из самых известных проектов «7 канала» — программы «НЭП».
«Это касается отношений с нашим сетевым партнером – телеканалом РЕН ТВ. При продлении соглашения одним из условий стал переход на стандартную сетку регионального вещания. В ней нет часового окна в прайм-тайме для региональных компаний: есть только один 30-минутный «кусочек» эфира. Мы были вынуждены согласится с этим условием для того, что бы продолжать сотрудничество с ними», — рассказал Игорь Астапов.
Несколько руководителей телеканалов корреспонденту Sibnovosti.ru заявили, что сокращать собственное производства пока не намерены. Так, продюсер телеканала ТВК Илья Рождественский пояснил, что «все программы на месте, сокращения телевизионного контента не запланировано». Директор «Афонтово» Светлана Середа пояснила, что все реорганизации уже были осуществлены в 2015 году. Подобные данные привели и на «Енисее».
«В планах нет закрытия программ и проектов, в планах — их развитие и повышение качества. А также запуск новых социальных проектов в телевизионном и интернет-эфире канала», — прокомментировала директор «Енисея» Ирина Третьякова.
Среди приоритетов работы руководители чаще всего называют повышение качества контента.
«Сейчас в наших планах работа над качеством контента. Динамика телесмотрения остается положительной. Как мы переживаем кризис: бегаем, приходится больше работать», — рассказала генеральный директор телекомпании «Афонтово» Светлана Середа.
Подобную позицию занимает генеральный директор телеканала «Центр-Красноярск» Александр Бровкин.
«В этом году будем усиленно заниматься производством собственного контента, хотим развивать программы культурной направленности. Но при этом мы остаемся общественного-политическим изданием», — прокомментировал Бровкин.
Красноярские телеканалы начали искать новые рекламные возможности. Сразу две редакции в 2015 году заявили о выходе на рынок сетевых изданий. Так, СТС-Прима начала развивать ресурс «Город Прима», ТВК объявила о своем информационном агентстве.
В ближайшие месяцы рекламы практически во всех сегментах рынка станет меньше или рост ее будет значительно более медленным — с этим тезисом соглашаются практически все участники рынка. Однако каковы будут темпы такого падения, затрудняются предположить: слишком уж непонятно, как будут вести себя рекламодатели в условиях кризиса.
«Наша задача — хотя бы на прежнем уровне 2015 года сработать по доходам. Также планируем улучшить наши показатели рейтинговые и в 2016 году стать лидерами информационного рынка», — рассказал Василий Нелюбин.
«На сегодня ситуация с сокращениями в СМИ не настолько критична. Конечно, мы наблюдаем сокращение количества вакансий при одновременном росте числа соискателей. В результате сокращается и средний уровень заработной платы работников», — рассказал директор по исследованиям HeadHunter Глеб Лебедев.
Также эксперты резюмируют, что телевидение все же может пройти кризис с меньшими потерями. Во-первых, это случится из-за того, что именно на ТВ сосредотачиваются те рекламодатели, у которых не хватает средств на полноценные рекламные кампании. А, во-вторых, именно рекламу на телевидении бизнесмены предпочитают покупать оптом и надолго.