Майя Ломидзе: «Отдых в Крыму россиянам может оказаться не по карману»
Исполнительный директор Ассоциации Туроператоров России Майя Ломидзе рассказала о завышенных ожиданиях крымских отельеров и некоторых перспективах летнего отдыха в этом году.
Исполнительный директор Ассоциации Туроператоров России Майя Ломидзе рассказала о завышенных ожиданиях крымских отельеров и некоторых перспективах летнего отдыха в этом году.
— Переговорный процесс с Крымом не завершен только по одной причине — потому что цены, которые предложены объектами размещения (гостиницами, пансионатами и др.) несколько завышены. Местные предприниматели настаивают на росте цен до 30%. С учетом экономической ситуации получается, что какая-то часть российских туристов не сможет поехать в Крым из-за дороговизны. Мы надеемся, что переговорный процесс завершиться в итоге успешно и удастся добиться хотя бы некоторого снижения до уровня + 15, + 20% относительно цен прошлого лета.
— Мы считаем, что повышение цен вызвано двумя причинами. Первая из них — это преувеличенное ожидание от сезона, некоторая эйфория и уверенность в том, что теперь люди, которые по ряду причин не смогут поехать за границу, будут вынуждены отправиться на отечественные курорты.
Вторая причина, безусловно, экономическая. Туризм — это единственная отрасль, которая позволяет Крыму жить в течение всего года. Поэтому туристы для Крыма — это «подушка безопасности», которую крымская туристическая индустрия закладывает на период после окончания «высокого» летнего сезона.
— Декларированное ожидание Крыма: плюс 20-25% относительно летнего сезона 2015 года. Это ожидаемо, это прогнозируемо, именно поэтому операторы активнее выходят на этот рынок. Но «плюс 25 процентов» ожидать Крыму не стоит. Преувеличенные ожидания возникают потому, что люди думают: «Вот есть рынок в 5 млн человек, которые в 2015 году ездили в Турцию и Египет», собираются часть этого потока перенаправить себе. Однако повышение цены не даст увеличения потока в этом году.
— Туроператоры собираются ставить чартерные программы. Чартерные программы всегда стоят дешевле, чем регулярные. И, соответственно, позволяют снизить финальную стоимость туристического продукта для туристов, для потребителей. Кроме того, сохраняются «плоские» (дешевые) тарифы у «Аэрофлота», который довольно активно будет летать этим летом в Крым. Есть основания считать, что сохранится и субсидирование билетов на регулярных рейсах. Таким образом, транспортная составляющая практически не подорожает. Соответственно, общее повышение цены турпродуктов может составить порядка 30%, при условии, что объекты размещения не пересмотрят свою ценовую политику.
— На протяжении нескольких лет Краснодарский край был дороже на 20% Крыма. Пока, по предварительной оценке, наших аналитиков, разница будет 7-10%. Крым перестанет быть таким дешевым, каким был. Плюс транспортная составляющая при поездке в Краснодарский край значительно более разнообразная. Потому что в Крыму у нас только один аэропорт и паром. В Краснодарском крае есть минимум три аэропорта и география полетов шире, чем в случае с Симферополем. А вопросов к сервису и к разнообразию объектов размещения в Краснодарском крае намного меньше, то выиграет от этого только Краснодарский край.
— В правительстве звучали абсурдные предложения типа «Приморье, Каспийское побережье в Дагестане...» Но ни мы, ни туристический бизнес, ни наши клиенты эти регионы в качестве альтернативы классическому стандартному пляжному отдыху не рассматривает. Понятно, что в Приморье есть пляж, есть замечательное море, есть сезон, хотя он очень короткий. И понятно, что туда ездят отдыхать преимущественно жители ближайших регионов Дальнего Востока. Понятно, что жители Сибири и Урала туда не поедут. Рассматривать их в качестве альтернативы массовым черноморским курортам в данном случае просто не представляется возможным.
— Есть такие страны, как, например, США, Канада где именно внутренний туризм является одним из серьезных источников дохода. И там почти нет пляжного отдыха — основные поездки приходятся как раз на экскурсионные, познавательные, активные, как раз то, что может предложить и наша огромная страна. Чтобы это произошло, для этого нужна информация. Потому что у нас, зачастую, жители крупных городов не знают, что у них в пригороде есть. Какие там есть «вкусности», «жемчужинки», куда можно съездить на выходные, можно съездить семьей, с друзьями и так далее. Информацию запускать нужно за деньги, здесь нужна реклама. На региональном уровне нет понимания того, что нужно выделять на это деньги. Во всех отраслях, где сегодня происходит импортозамещение, отдача намного медленнее, чем в туризме.
— Прогнозы на лето строить в этом году совершенно бессмысленная вещь. Слишком много вещей происходит внезапно. Понятно, что спрос на внутренний туризм будет выше, чем в прошлом году, но не понятно на сколько. Понятно, что будет небольшое снижение на зарубежные направления. И, понятно, что люди все равно поедут отдыхать. На мой взгляд, это самый главный прогноз, с учетом нынешней экономической ситуации.