Сергей Левченко: Необходимо повышать инвестиционную привлекательность региона
14 апреля с ежегодным Посланием о положении дел в Иркутской области в 2015 году и основных направлениях областной государственной политики на 2016 год губернатор региона Сергей Левченко обратится к Законодательному собранию и жителям.
В рамках 37-й сессии Законодательного собрания глава Иркутской области Сергей Левченко выступил с посланием, в котором затронул основные темы и проблемы, волнующие регион, а также дал поручения министерствам.
Основные направления областной государственной политики на 2016 год
Как сообщили в пресс-службе регионального правительства, власти Иркутской области разработали и утвердили антикризисный план работы. По словам Сергея Левченко, работая над преодолением кризисных явлений, не нужно забывать об активизации экономической деятельности в Иркутской области.
«Поручаю министерству экономического развития провести ревизию всех инвестиционных проектов, реализуемых в регионе, и определить приоритетные направления в работе. Оцениваю деятельность органов власти по повышению инвестиционной привлекательности региона крайне неудовлетворительно. Это подтверждает присутствие Иркутской области на предпоследней строчке в рейтинге Агентства стратегических инициатив», — сказал губернатор.
По словам главы региона, ни один из ранее заявленных инвестпроектов не действует, и никто за это ответственности не несет.
«В период кризиса непозволительно работать спустя рукава. Поручаю Правительству Иркутской области предпринять все меры для того, чтобы в течение трех лет войти в первую тридцатку регионов России по инвестиционной привлекательности. Прошу обратить внимание, что за эту деятельность чиновники будут нести персональную ответственность перед губернатором и перед жителями Иркутской области».
На меры социальной поддержки направят более 8 млрд. рублей
Сергей Левченко поручил министерству социального развития, опеки и попечительства региона провести анализ применения механизмов адресного предоставления мер социальной поддержки и разработать дополнительные критерии нуждаемости.
«Сохранить стабильность, сделать шаг к развитию и гарантировать жителям Иркутской области качество жизни невозможно без нормально работающей социальной сферы. Несмотря на кризис, Правительству удалось не допустить срыва выполнения социальных обязательств. Более того, плановые расходы бюджета 2016 года по программе «Социальная поддержка населения» были увеличены на 128,3 млн. рублей», — заявил Сергей Левченко.
Глава региона отметил, что учитывая предложения президента России Владимира Путина о переходе на адресность оказания социальной помощи, такая работа должна быть проведена и в Иркутской области.
«На меры социальной поддержки, финансируемые из регионального бюджета, мы направляем более 8 млрд. руб. Помощь должна оказываться тем, кто в ней действительно нуждается. Это не означает снижения уровня социальной поддержки. Это говорит о рачительном подходе и более глубокой работе по выявлению людей, которым нужна помощь».
Губернатор также отметил, что в настоящее время важно обеспечить эффективное расходование бюджетных средств по всем социальным обязательствам.
«В начале нынешнего года мы с вами отчитались об успешно реализованном указе президента и сообщили, что потребность по местам в детских садах для детей от 3 до 7 лет полностью закрыта. Но давайте скажем честно, какими способами достигался этот результат: в некоторых детсадах под группы переделаны музыкальные, физкультурные залы. Происходило уплотнение самих групп. При этом совершенно бездумно были направлены средства на строительство детских учреждений там, где острой нужды в них нет».
По словам Сергея Левченко, такая социальная политика области не нужна. В условиях значительного бюджетного дефицита необходимо подходить к расходам на социальные нужды, используя принципы бережливости и разумности.
«С учетом этого при дальнейшем строительстве детских садов мы сконцентрируем усилия на тех муниципалитетах, где это действительно необходимо для улучшения качества оказания услуг по дошкольному образованию. Более того, аналогичные решения необходимы при строительстве школ, в том числе и в рамках федеральной программы «Большая перемена». Мы уже провели соответствующую работу с федеральным центром и привлекли на эти цели 629 миллионов рублей из бюджета страны. Теперь необходимо, чтобы эти средства были израсходованы с максимальной отдачей».
Губернатор дал поручение министерству образования и министерству строительства проработать вопрос создания типового проекта школы-детского сада для того, чтобы в меняющихся демографических условиях более эффективно оказывать соответствующие услуги населению.
В Приангарье увеличатся объемы строительства жилья эконом-класса
Глава региона поручил разработать комплекс мероприятий по увеличению объемов строительства жилья эконом-класса.
В 2015 году в Иркутской области в эксплуатацию было сдано чуть больше 900 тыс. квадратных метров жилья. Это почти на треть больше, чем в 2014 году, но почти в два раза меньше, чем строилось ещё в 1989 году и в четыре раза меньше того, что требовал Президент России Владимир Путин, подчеркнул глава региона.
«Президент ставил задачу вводить в регионах в год по одному квадратному метру на человека. Для нас это показатель пока не достижим. Я уже упоминал о влиянии кризиса, но есть и еще ряд факторов. Например, в нашей области недостаточно динамично развивается стройиндустрия. Нам необходимы современные производства по изготовлению стройматериалов. Нужно поддерживать предприятия, предлагающие новые технологии, дающие возможность снижать себестоимость строительства и уменьшать сроки возведения домов. Административные барьеры и отсутствие подготовленных земельных участков для застройки уже стали «притчей во языцех».
Решив эти задачи, можно будет добиться снижения стоимости квадратного метра жилья, тем самым повысив его доступность. При этом губернатор особо акцентировал внимание на том, что качество такого жилья должно быть высоким. Кроме того, губернатор отметил недостаточные темпы в реализации программы «Жилье для российской семьи», по которой Иркутская область взяла на себя обязательства к концу 2017 года возвести 700 тысяч квадратных метров.
Сергей Левченко также указал на еще одну болевую точку строительной отрасли: исполнение указа Президента РФ по переселению людей из ветхого и аварийного жилья.
«На эти темы прошу обратить внимание и мэров муниципальных образований. Особенно это касается качества возводимых домов. Сколько можно краснеть за «новое ветхое жилье», которое бесконтрольно возводится в области? ».
Министерству строительства, дорожного хозяйства и Службе строительного надзора глава Приангарья дал поручение осуществлять жесткий контроль над стройками, где есть областное и федеральное финансирование. Это касается и объектов социально-культурной сферы.
Общественные приемные губернатора Иркутской области появятся в 8 муниципалитетах региона
Общественные приемные губернатора Иркутской области появятся в Железногорске-Илимском, Усть-Куте, Братске, Тулуну, Тайшете, Бодайбо, Усть-Илимске и поселке Усть-Ордынском до 1 мая.
«Если мы не будем, глядя людям в глаза, говорить об этих проблемах, мы их никогда не решим. Открытость и понятность принимаемых решений должны стать неотъемлемыми спутниками региональной и муниципальной власти. Я уже дал несколько поручений, повышающих прозрачность деятельности чиновников», — сказал Сергей Левченко.
Глава региона подчеркнул, что министры регионального правительства должны ежеквартально публично отчитываться перед жителями области о том, какие проблемы решены и что планируется сделать в ближайшей перспективе.
«Не нужно бояться конструктивной критики, наоборот, ее нужно рассматривать как элемент вовлечения в управление регионом общественников, экспертов, журналистов. Подчеркну — именно конструктивной критики, а не голословных обвинений со стороны политически ангажированных экспертов, которые часто не имеют своей позиции, а просто отрабатывают чей-либо заказ».
Сергей Левченко подчеркнул, что областные и муниципальные власти должны работать в постоянном взаимодействии. Кроме того, необходимо активизировать работу Ассоциации муниципальных образований Иркутской области, а также усилить деятельность в Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». В ближайшее время будет реорганизована работа Регионального совета, который станет открытой, доступной и свободной площадкой для общения властей всех уровней, а также общественности и средств массовой информации.
«В этой связи считаю необходимым поддержать инициативу и усовершенствовать законодательство Иркутской области в части проведения публичных слушаний. Практика, когда подобные мероприятия проходят для галочки или срежиссированы так, чтобы затвердить нужные решения, должна быть прекращена. Также на особом контроле работа общественных советов при региональных министерствах. Я говорю о реальной работе, а не формальной».
«Мы не собираемся быть сторонними наблюдателями, мы защитим наши вузы и научные учреждения»
Глава региона отметил тяжелую ситуацию, в которую попали несколько ведущих высших учебных заведений нашей области, а также научные институты Сибирского отделения Российской академии наук.
«Наш регион уже потерял Иркутское высшее военное авиационно-инженерное училище, и отголоски этого преступного решения мы слышим до сих пор. Проблемы возникли у сельхозакадемии, филиалов лингвистического университета и университета гражданской авиации. Реформа образования, требующая создания опорных вузов, сделала непримиримыми соперниками два наших ведущих университета. Вместо образовательной деятельности учебные заведения занимаются реорганизациями, слияниями, в общем, пытаются выжить. Ко всему этому добавляется и идея лишить юридической самостоятельности наши научные институты, что может сломать выстроенную годами систему работы. Несмотря на то, что регион не обладает полномочиями в сфере высшего образования и науки, мы не собираемся быть сторонними наблюдателями. Если у нас не будет качественного высшего образования и опоры на эффективное научное сообщество, не будет и развития нашего региона. Мы защитим наши вузы и научные учреждения», — подчеркнул глава региона.
Газификация области — первое направление в стратегии социально-экономического развития Приангарья
Газификация области — первое направление в стратегии социально-экономического развития Приангарья до 2030 года.
«Газ ждут в Саянске, в Усолье-Сибирском, Иркутске, в других городах. В инвестиционной программе «Газпрома» запланировано строительство газопровода Ковыкта – Жигалово – Саянск – Ангарск – Иркутск. Сейчас мы ведем переговоры, чтобы начать реализацию этого проекта не с 2022 года, когда Ковыктинское месторождение распечатают для нужд «Силы Сибири», а уже с 2017 года», — определил основную задачу Сергей Левченко.
Губернатор отметил, что газификация региона ради бытовых нужд невыгодна «Газпрому», поэтому сегодня в Правительстве рассматривается несколько вариантов обеспечения голубым топливом промышленных предприятий.
«Регион подтверждает свое участие в реализации проекта и будет способствовать привлечению инвесторов в софинансирование строительства газопровода. Предварительные договоренности на этот счет уже есть, и это предложение поддержано главой государства».
Игорь Бычков, научный руководитель Федерального государственного бюджетного учреждения науки Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук, академик, отметил, что начало газификации будет означать старт нового промышленного этапа развития Приангарья.
Вопрос соотношения заработных плат руководителей бюджетной сферы и персонала будет рассмотрен на президиуме Правительства
В ходе Послания Сергей Левченко отметил, что в нынешних условиях необходимо рачительно подходить к тратам из региональной казны.
«Принято говорить о социальной направленности бюджета. Но если откровенно — более 60 процентов таких расходов – это заработная плата работников бюджетной сферы. И нужно признать: в данном направлении существуют значительные перекосы. Ведь все прекрасно видят, что разница между зарплатами руководителей и обычных работников достигает пяти, а то и десяти раз, а если внимательно посмотреть на заработные платы некоторых глав и мэров муниципалитетов, то здесь разница может быть и в пятнадцать раз. Убежден, оплата труда должна зависеть, прежде всего, от эффективности работы того или иного специалиста. А руководитель, если поднимает зарплату себе, пусть подумает и об обычном персонале. Предлагаю рассмотреть этот вопрос подробно на президиуме Правительства», — подчеркнул Сергей Левченко.
Также глава региона поручил министерству здравоохранения организовать работу больниц и поликлиник с учетом реальных потребностей населения.
«В Иркутской области смертность от болезней органов дыхания, в том числе пневмоний, снизилась на 25 процентов, от травм — на 10 процентов, от болезней системы кровообращения — почти на полтора процента. Отдельно необходимо отметить снижение показателя младенческой смертности на 18,4 процента. Но есть и серьезные проблемы. Количество жалоб от жителей на сферу здравоохранения не уменьшается! Дошло до того, что у нас проходят митинги за отставку главврача. Твердо заявляю, каждый житель нашего региона должен получать квалифицированную и своевременную медицинскую помощь. Пациенты должны доверять врачам. Организовать работу больниц и поликлиник необходимо с учетом реальных потребностей населения. Там, где руководители не готовы или не хотят выполнять свои обязанности в полном объеме, необходимы своевременные и жесткие кадровые решения. Такие задачи я поставил перед министерством здравоохранения», — заявил Сергей Левченко.
Региону необходима высокотехнологичная промышленность
Несмотря на кризис, индекс промышленного производства в Иркутской области в 2015 году составил 104,5 процентов. Это на 1,5 процента больше, чем в 2014 году. Наибольший рост в ушедшем году отмечен в пищевой промышленности — 123,9 процента. Добыча полезных ископаемых увеличилась почти на 10 процентов, обрабатывающие производства впервые за последние три года показали небольшой рост — 1,9 процента. Наиболее чувствительной к кризисным явлениям оказалась строительная отрасль. Объем строительства в регионе за январь-декабрь 2015 года упал на 20,5 процентов. Серьезно увеличилась инфляция, которая по уточненным данным составила 112,2 процента. Несмотря на незначительный рост среднедушевого денежного дохода, до 22,7 тысяч рублей, реальные располагаемые денежные доходы населения снизились до 99,6 процентов.
«Цифры показывают, что Иркутская область испытывает такие же серьезные проблемы, как и вся страна. Но я твердо убежден, кризис — это не время останавливаться. Скажу больше, кризис дает нам возможность для быстрого решения тех проблем, с которыми мы уже привыкли жить», — сказал глава Приангарья.
По словам губернатора, много говорится о высокотехнологичной промышленности, ее развитии. При этом в Иркутской области такие предприятия практически не развиваются, наоборот, они либо сокращают производство, либо вовсе закрываются.
«Мы много говорим и слышим красивых слов о кластерах, ТОРах, венчурных фондах и других новомодных терминах. Но инновационных предприятий или новых высокотехнологичных рабочих мест от этого больше не становится, - прокомментировал Сергей Левченко. - Сейчас идет создание территории опережающего развития в Усолье-Сибирском. Подписано соответствующее соглашение с федеральными структурами. Но желающих там работать и производить необходимый для экономики области продукт – единицы».
Как отметил губернатор, в свое время в развитии региона были допущены перекосы, в результате чего мы потеряли способность создавать что-то стоящее, выпускать продукцию с добавленной стоимостью. Условия для бизнеса такие, что проще уйти в торговлю, получать небольшую, но прибыль, чем пробивать стену бюрократического непонимания и создавать что-то новое. Подобная ситуация отмечена с машиностроительным, фармацевтическим кластером.
«Вперед движения мало, и это вызывает серьезные опасения. При этом у крупных компаний – «Роснефть», «Транснефть», «Газпром», «Иркутский авиазавод» в рамках программы импортозамещения есть серьезный запрос на продукцию местного производства. Убежден, необходимо изменить подход к бизнесу, помогать предпринимателям не просто зарабатывать, платить налоги, а мы при этом будем давать какие-то льготы. Необходимо выходить на новый уровень и создавать новые предприятия, исходя из запросов региона на импортозамещение и создание высокотехнологичных рабочих мест. Поручаю Правительству Иркутской области дать свои предложения по этой проблематике».
Губернатор потребовал усилить контроль при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд
Сергей Левченко потребовал усилить контроль при проведении закупок бюджетными, автономными учреждениями, а также акционерными обществами с долей региона в уставных капиталах более 50%.
«В отношении бюджетных расходов ключевыми требованиями считаю необходимым определить принципы бережливости и максимальной отдачи. Огромный резерв для экономики мы имеем в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Вместе с тем, отсутствие жесткого контроля, возможность государственных организаций и учреждений самостоятельно проводить процедуры закупок, повышают риски неэффективного расходования. И такие примеры есть», – отметил глава региона.
Сергей Левченко подчеркнул, что собственники хозяйствующих субъектов в органах власти должны четко видеть, как используются средства в подведомственных учреждениях, особенно в случаях крупных закупок. Глава региона считает необходимым создание единых правил, которые обеспечат прозрачность и оптимизацию денежных потоков, их эффективное использование. Губернатор поручил Правительству Иркутской области разработать механизмы централизации закупок на областном уровне.
Фото: irkobl.ru, МИА «Россия сегодня», sibnovosti.ru