Эхо апрельской стихии 2015-го
С тех пор, как волна массовых пожаров прокатилась по Хакасии и югу края – прошло уже больше года, но некоторые проблемы, в основном в южных районах Красноярского края остались.
С тех пор, как волна массовых пожаров прокатилась по Хакасии и югу края – прошло уже больше года, но некоторые проблемы, в основном в южных районах Красноярского края остались.
В апреле 2015 пламя буквально поглотило Хакасию, пострадал также и Юг Красноярского края. В считанные минуты исчезли целые поселения, огонь уничтожил тысячи домов, погибли десятки людей. На Юге Края больше всех пострадали сёла: Большая Иня и Каптырево.
Огонь в селе Каптырево уничтожил 19 домов. К сентябрю на краю поселения выросли новые строения, прямо на месте старой свинофермы. Но сельчан печалит другой факт, - дома, в которых они живут, люди до сих пор не могут назвать своими.
По словам жителя, села Виталия Калачева в тот чёрный день он чудом успел спасти скот, трактор и автомобиль. Большая усадьба сгорела. С новым жильём помогли краевые власти. Правда, вместе с ключами от заветных домов людям вручили не сертификат на квадратные метры, как обещали, а договор найма жилого помещения.
«Оказался собственником вот этих домов Краевой фонд жилищного строительства, он заключил с нами договоры. Мне дали право на регистрацию по месту пребывания в жилом помещении сроком до 5 августа 2016 года. А после 5 августа, куда я пойду с детьми», - вопрошает Виталий Калачев.
«Упрекают нас, что вы хотите? Вам же дома построили. Так дома то это не наши, мы к ним никаких отношений не имеем. У нас договор закончится, и нас выгонят», - говорит погорелец Галина Бюргер.
Краевой фонд жилищного строительства буквально связал людям руки. Жёсткое обременение исключает строительство любых надворных построек, новосёлам запретили делать в домах ремонт и перепланировку. В случае нарушения условий аренды сельчанам грозит выселение.
«У меня вот картины есть, дали мои родные, родственники я их на стене разместить даже не могу. Потому что нам сказали ни гвоздя лишнего не прибить, и вообще ничего нельзя делать самовольно», - рассказывает погорелец Степан Шишкин.
Есть у людей вопросы и к строителям. «Каптыревская рублёвка», так погорельцы прозвали свой район, проверку зимой не выдержала. Сельчане в один голос твердят: на стенах плесень, потолки протекают. Но это мелочи по сравнению с качеством самого дома, утверждают погорельцы. Взамен пенно-бетонных плит, из которых строили в Хакасии, люди получили щитовые домики.
При этом погорельцы недоумевают, – на возведение домов из бюджета Красноярского края выделено около 60 миллионов рублей. По распоряжению губернатора Виктора Толоконского на один квадратный метр жилья должно быть потрачено не менее 30 тысяч рублей. На деле эта сумма оказалась в разы меньше. Куда делась разница?
«Здесь строили-то наверное четвертые, суб-суб-суб подрядчики. Деньги забрали. Вероятно это недоработки местных властей. Причем возвели какие-то фанерные домики. Почему так? В Хакасии построили капитальные дома. Причем масштабы и объемы работ там были гораздо большие. Но не смотря на все проблемы специалисты справились», - отмечает погорелец села Каптырево Виталий Калачёв.
Погорельцы села Каптырево продолжают жить в состоянии неопределённости, - в арендованных до августа помещениях, без собственных земельных участков, без внимания местных властей. Именно поэтому сельчане обратились за помощью к губернатору Красноярского края Виктору Толоконскому, который, скрупулезно, и очень внимательно, относится к решению жизненно важных для людей проблем.
Стоит отметить, что глава Хакасии Виктор Зимин ситуацию с восстановлением и дальнейшей эксплуатацией жилья для погорельцев с первого дня трагедии и вплоть до настоящего времени держит на постоянном контроле.
Республике с помощью федеральных властей, и личной поддержке Президента России Владимира Путина удалось в кратчайшие сроки построить новое, капитальное жилье. Не обошлось, конечно, без огрехов. Но за такие сроки, выполнить подобную, масштабную работу за последние 20 лет не удавалось, пожалуй, ни в одном регионе страны.
Еще один важный момент, на котором в своих обращениям к строителям настоятельно акцентирует внимание Виктор Зимин: «Специалисты, которые занимались возведением домов должны, и обязаны исправлять возможные недоработки, возникшие в процессе строительства».
Фото: dilivideo.com.
Фото picworld.ru.