Как учебники истории в бывших республиках СССР учат относиться к России
Корреспондент Sibnovosti.ru разбирался, чему учат детей в школах союзных стран
О том, что в школьных учебниках истории в Прибалтике и на Украине рисуется образ России как «завоевателя» и «угнетателя», большинство граждан нашей страны знают. Однако и в «дружественных» республиках ученикам все чаще рассказывают о «советской оккупации». Корреспондент Sibnovosti.ru разбирался, чему учат детей в школах союзных стран.
Украина
На Украине предсказуемо значительная часть курса истории посвящена России. В учебниках культивируется миф о СССР как тоталитарной «империи», ведущей политику «русификации», где «отсутствовала украинская государственность».
Неприятности начались в 1659 году, когда Москва лишила независимости «Украинское казацкое государство». В большинстве изданий пребывание украинских земель в составе Российской империи преподносится как период колониального угнетения — политика Петербурга при этом была «антиукраинской». Авторы учебников дословно повторяют советские тезисы: Россия — «тюрьма народов», «угнетенные народы подвергались русификации, преследовалась их культура». Знаковое место в истории Украины занимает голодомор — он рассматривается как геноцид украинцев руководством Советского Союза.
Грузия
Лейтмотивом грузинской истории, стало представление Грузии «как маленькой страны, всегда борющейся с тем или иным завоевателем». Из учебников истории в Грузии школьники узнают, что Россия, конечно, приняла Грузию под свою защиту, но царское «правительство не выполнило условий Георгиевского трактата» 1783 года.
Сейчас Россия попала в перечень «внешних угроз», которым грузинскому государству приходилось и приходится противостоять.
При этом история Грузии полна событиями и личностями, о которых единого мнения в обществе нет. Первый в ряду таких фигур — Иосиф Сталин. Новые учебники подробно описывают репрессии сталинской эпохи — табуированную тему во времена Советского Союза. При этом рассказывается и о достижениях того времени —экономических и промышленных.
Азербайджан
Первые исторические знакомства азербайджанцев с русскими описываются в учебниках как страшные бедствия:
«Во время похода 914 года славянские дружины месяцами беспрерывно грабили и разоряли населенные пункты на азербайджанских берегах Каспийского моря. Они учинили расправу над мирными жителями, угнали в плен женщин и детей».
Присоединение территорий современного Азербайджана к России, начавшееся в конце XVIII века, излагается исключительно как анти-азербайджанская экспансия: «Природные богатства Азербайджана, в особенности, имевшиеся тут богатейшие залежи полезных ископаемых, хорошо были известны русской науке. Не случайно, что правительство Екатерины II связывало присвоение указанных богатств с оккупацией этой страны».
Описания любых действий русских, их намерений, а также конкретных персонажей снабжаются эпитетами «жестокий», «вероломный», «алчный».
Узбекистан
Споры в Узбекистане идут в основном между обличителями колониального правления Российской империи и СССР на территории Центральной Азии и историками, занимающими пророссийские позиции.
Историки-националисты утверждают, что колонизация региона Российской империей привела к глубокому социально-экономическому кризису Туркестана. Они уверены, что развитие туркестанских ханств отличалось относительной стабильностью до начала XVIII в. Но затем наступили трудные времена: «истоки российского завоевания Туркестана уходят во времена Петра I». Националисты пишут, что местные сообщества и государства вели широкую и неравную национально-освободительную борьбу против колониального гнета.
Оппоненты, признавая имперскую суть политики России в регионе, призывают видеть и позитивные стороны присоединения, например, развитие капитализма и промышленности.
Казахстан
В новых учебниках дана негативная оценка процессу «русификации». Сейчас в Казахстане предпочитают говорить о двойственном характере вхождения казахских родов в состав Российской империи: говорится, что Младший и Средний жузы присоединились к России добровольно, то есть речь шла о «принятии ими подданства», а присоединение Старшего жуза стало возможным в результате колонизации.
При этом в некоторых учебниках используются термины «завоевание» и «колонизация» в отношении России. Восстание 1916-го года называется национально-освободительным движением и рассматривается как момент пробуждения казахского народа и казахской интеллигенции.
Таджикистан
В современных учебниках дается новая интерпретация времени установления советской власти в Узбекистане: сообщается, что в этот период большевикам не было оказано серьезного сопротивления, так как народ не поддерживал политику старых властей. Многие из них устали от нерешенных социально-экономических проблем, коррупции и судейского произвола. Однако год спустя население изменило свое отношение к красноармейцам: причиной этого называется неуважительное отношение большевиков к религиозным институтам и священным книгам мусульман. Критически рассматривается вопрос о переходе на кириллический алфавит с персидской вязи.
Молдавия
В Молдавии не все так однозначно, есть и нейтральные оценки, есть и привычно-негативные. Вхождение Молдавии в состав России в 1812-м в разных учебниках называют и аннексией, и воссоединением, в составе СССР в 1940-м — оккупацией и освобождением.
Белоруссия
Белорусские учебники по истории часто переписываются. В последние годы было учтено требование президента Лукашенко, историка по образованию, не очернять советских руководителей, «включая Иосифа Виссарионовича Сталина».
В школьных пособиях нет отдельной главы, посвященной репрессиям сталинских времен. Эта тема вскользь упоминается в разных главах, где сообщается о том, что те или иные военачальники были арестованы, но без рассказа о репрессиях или объяснения, что значило выражение «враг народа».
События новейшей истории, период со времени провозглашения Белоруссии суверенным независимым государством, переданы в информационном порядке, без выводов и оценок. При этом, как отмечают ряд исследователей, неоднозначные моменты новейшей белорусской истории излагаются без упоминания связанных с ними протестных действий, общественного недовольства.
Армения
В учебниках истории Армении вступление на территорию молодой республики Красной армии, приведшее к установлению там советской власти и завершившее двухлетний период независимости 1918-1920-хх годов, представляется как важнейшее событие в освобождении армянского народа. В то же время советский период истории представлен как время расцвета науки и искусств в Армении. Некоторые историки полагают, что учебники следовало бы написать в более патриотичных тонах
Прибалтика
Весь период «советской оккупации» (1944–1991 гг.) оценивается как проведение Москвой целенаправленного «геноцида», в ходе которого СССР осуществлял «террор», «усиленную русификацию» и «колонизацию», пытался с помощью «мигрантов» и «необоснованного роста промышленности» добиться главной своей цели — «уничтожить идентичность» народов Прибалтики. Подчеркивается, что пострадало много «невиновных людей», которых «обвиняли в сотрудничестве с нацистами».