КРЯКК. Итоги.
Завершилось самое масштабное литературное событие Красноярска — X юбилейная ярмарка книжной культуры. Темой была выбрана «Современность как диалог с традициями». Другими словами, говорили о влиянии прошлого на настоящее
Завершилось самое масштабное литературное событие Красноярска — X юбилейная ярмарка книжной культуры. Темой была выбрана «Современность как диалог с традициями». Другими словами, говорили о влиянии прошлого на настоящее. И не только об этом. Так что же такого важного произошло на КРЯКК?
Традиционно подняли проблему книжных магазинов, где практически невозможно купить что-то новое. На КРЯКК можно не только купить, но и поговорить с писателями. Многие красноярцы, например, искали определенные книги, о выходе которых были наслышаны. Ассортимент книжных магазинов, как верно заметила организатор ярмарки Ирина Прохорова, основан на мнении большинства, что искусство — это что-то уже давно созданное. Поэтому и продается там «стандартный» набор книг.
«От предыдущих эпох нам досталось очень суженное представление о традиционном. Многие думают, что консервативное искусство — безусловно, прекрасное — это единственное направление. Но ведь у нас не пересмотрена традиция. Сколько в нашем искусстве оказалось отсечено из-за цензурных ограничений! Это делает традицию ограниченной, хотя она намного шире, чем мы представляем, ведь язык современного искусства всегда опирался на классику и никогда иначе не бывало», — приводит журнал «Сноб» слова Прохоровой.
Говоря о современном искусстве, невозможно не задеть тему цензуры. Люди культуры, те, кто создают что-то новое, всегда сталкивались с ней. В советское время цензура была организована, существовала целая система. Сейчас ее нет, а роль цензоров взяли на себя всевозможные активисты. Их, как выразилась литературный критик Анна Наринская, «постоянно что-то оскорбляет». Достаточно вспомнить запреты рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» в Омске, концерта Noize MC в Краснодаре или спектаклей Райкина, который недавно обрушился на активистов с гневной речью. «Оскорбленные» добиваются запрета фильмов, выставок. Но пока не добрались до книг — наверное, потому что не читают их. Хотя и для запрета книг все готово.
«Я не слышал, чтобы книги подвергались цензуре. Но есть более опасная вещь: самоцензура, когда цензуры еще нет, а издатель или сам автор начинает думать, стоит об этом писать или не стоит. Что писать в фейсбуке — уже задумываешься. Я считаю, что пишущий человек не должен цензурироваться, но должен ощущать ответственность за свои слова», — считает Лев Рубинштейн.
Он, кстати, очень емко охарактеризовал нынешнюю ситуацию с запретами:
«Сейчас бесконечно говорят о традиционных ценностях, которые, кстати, еще никто не сформулировал — зато все знают, что им противоречит».
По мнению поэта, все мракобесие на выставках и концертах творится от боязни перед современностью. Отсюда же рождается ненависть.
Но настоящее не запретить. Оно входит в нашу жизнь не через кино, так через книги. А их, похоже, еще долго не будут подвергать цензуре — это не так пафосно, как закидать камнями выставку. А утверждать, что сейчас мало читают, не стоит — на КРЯКК ходила половина Красноярска.
Что касается главной темы, противопоставлении традиций и современности, о ней говорили всегда, и говорить будут. И не обязательно в искусстве — проблемы «отцов и детей» касаются всех сфер, будь то литература, политика или что-то еще. Всегда найдутся консерваторы, и всегда будут сторонники прогресса. Но именно в их взаимодействии и рождается настоящее, которое потом станет классикой.
Со 2 по 6 ноября, что проходила ярмарка, в стенах МВДЦ «Сибирь» новинки книг представили около 300 издательств. Всего в программе было около 300 мероприятий: мастер-классы, дискуссии, лекции и встречи. В этом году организаторы отметили большое количество детей.
Определился и короткий список номинантов премии «НОС. Новая словесность». В него вошли семь работ.
Самым ярким событием ярмарки стал показ актерами новосибирского театра психологического триллера «Недоразумение», постановки Антона Маликова по пьесе Альберта Камю.