«Шпионы везде»: кто по закону может заниматься прослушкой?
Как нас прослушивают и что с этим делать
Алексей Улюкаев, министр экономического развития, задержан по делу о взяточничестве. Как стало известно, перед этим его несколько месяцев прослушивали спецслужбы. После этого тема слежки вновь привлекла к себе внимание. Корреспондент Sibnovosti.ru попытался разобраться, в каких случаях нас могут прослушивать.
Вообще, есть три основные цели прослушки:
- правоохранители следят за безопасностью,
- мошенники и другие нехорошие люди пытаются узнать наши секреты, чтобы воспользоваться ими, и, наконец,
- рекламщики хотят знать, чем мы живем, чтобы предлагать подходящие товары и услуги.
В одних случаях прослушка ведется законно и с нашего согласия (но кто читает пользовательские соглашения?), в других — нет.
В сети пользователи часто жалуются на персонализированную рекламу. Наибольший резонанс вызывают сообщения вроде: «вчера разговаривал с другом по «Скайпу» (переписке, телефону) про кредиты, сегодня завалили рекламой банковских услуг». Те, кто удосужился прочитать лицензионное соглашение, не удивлены. Например, пользователи Windows 10 в свое время подняли волну негодования из-за того, что в соглашении был пункт, разрешающий Microsoft использование всех личных данных пользователей.
Опасности такая слежка не представляет — мониторингом занимаются роботы, которые составляют статистику для подбора персонализированной рекламы. Если сам факт сбора информации вас напрягает — нужно перечитать соглашения, зайти в настройки и отключить там все. Также в интернете есть множество инструкций по избавлению от слежки Microsoft, Google и другими компаниями. Но и это не даст стопроцентной гарантии. К сожалению, жизнь в интернете давно перестала быть конфиденциальной.
Интересно, что Google сообщает владельцам почтовых ящиков Gmail о попытках взлома, а с 2012 года — отдельно о попытках взлома со стороны спецслужб. Такое сообщение получил в апреле этого года редактор антикоррупционного проекта Organized Crime and Corruption Reporting Project Роман Шлейнов. С этого почтового ящика Шлейнов послал запрос ВТБ о том, является ли супруга руководителя ВТБ Андрея Костина бенефициаром офшора на Багамах. Банк на запрос не ответил.
В комментариях на Geektimes в топе оказался следующий комментарий: «Журналист поинтересовался, отмывает ли жена руководителя государственного банка средства, в итоге им заинтересовались спецслужбы, странно, почему не руководителем банка».
А как могут прослушать телефон? Для этого есть несколько методов.
Сейчас телефон — уже не просто телефон, а миниатюрный компьютер. И его операционная система подвержена вирусам. Сейчас этот метод становится все популярнее, и им часто пользуются мошенники. Также, устанавливая приложения из непроверенных источников, можно стать жертвой. Да и в официальном магазине приложений порой попадаются такие. Благо, телефон предупреждает обо всех разрешениях, которые будут доступны приложению: будет весьма подозрительно, если обычный фонарик захочет иметь доступ к микрофону и функции отправки сообщений. Но несмотря на это находятся люди, скачавшие непонятно откуда мессенеджер, и у которых мошенники крадут деньги.
Компания Positive Technologies, изучающая безопасность операторов, заявила, что 90% всех мобильников мира имеют уязвимость перед хакерами. Модель телефона не важна — уязвимость находится в системе протоколов SS7, используемой телефонными компаниями для передачи служебных команд. Как уверено издание The Daily Beast, об уязвимостях молчат уже 30 лет, так как «спецслужбы тоже их используют».
Самое сложное здесь — получить доступ к протоколам SS7. Сотрудники Positive Technologies выдали себя за начинающих контент-провайдеров дополнительных услуг и запросили доступ к протоколам у мобильных операторов из Южной Америки и Средней Азии. Одни дали его просто так, другие — за 4 тысячи долларов. Получив доступ, можно прослушать звонки, перехватить и отредактировать СМС, узнать местоположение жертвы или отрезать ее телефон от сети и перенаправить вызов на свой. Этим способом взлома чаще всего пользуются мошенники для СМС-банкинга. Как говорил немецких хакер Карстен Нол, «Все, что зависит от SMS, может быть взломано».
Например, пользователи вспоминают случаи, когда мошенники звонили им со стандартным «Мама, меня арестовали, нужны деньги!». Примечательно, что на телефоне жертвы отображался номер «арестованного» родственника. Перезванивая с целью убедиться, что с сыном или дочерью все в порядке, пострадавшие снова попадали на мошенников.
Еще один способ прослушать телефон — подменить его «прошивку». После этого он начнет пересылать заинтересованному лицу все разговоры по GSM, Wi-Fi, 3G или Bluetooth. Также телефон может транслировать не только разговоры, но и остальные звуки, которые «услышит» его микрофон.
Вообще, в договорах большинства операторов указано, что они будут препятствовать раскрытию личных данных абонентов (это не касается спецслужб), а о гарантии стопроцентной конфиденциальности речи нет.
Также существует метод установки жучка в телефон. Эффект будет таким же, как и при подмене «прошивки».
Российские спецслужбы прослушивания звонков используют систему СОРМ — систему технических средств для обеспечения оперативно-разыскных мероприятий. Для этого необходимо решение суда.
Причем следить могут не только за предполагаемым преступником, но и тем, кто, как посчитают правоохранители, что-то знает о преступлении. Иногда разрешение на прослушку оперативники получают после, это разрешено в случаях, когда медлить нельзя — например, если стало известно о готовящемся теракте. А еще можно самому попросить «органы» установить на свой телефон прослушку, если вы боитесь за вою жизнь. Так как вы напишете письменное заявление об этом, силовикам не надо будет обращаться в суд.
Глупо полагать, что сотрудники целыми днями только и делают, что сидят в наушниках и слушают нашу болтовню. Есть мнение, что система автоматически вычисляет ключевые слова и подключает к разговору дежурного ФСБшника или ставит на запись, но этому есть опровержение. Во-первых, для этого необходимы такие мощности, что и представить сложно. Во-вторых, нет таких каналов связи, чтобы АТС смогла передать все разговоры абонентов в спецслужбы (однако кабель, соединяющий пункты управления СОРМ с серверами мобильных операторов и интернет-провайдеров для прослушки все же существует). И, наконец, слова «бомба» и «взрыв» встречаются в каждом третьем разговоре домохозяек. А террористы могут заменить их на что-то другое.
Поэтому спецслужбы действует рациональнее: находят конкретного подозреваемого, получают разрешение суда и прослушивают его. Как это происходит, подробно написал Люк Хардинг, британский журналист, иностранный корреспондент The Guardian, находившийся в Москве. Борис Березовский дал интервью The Guardian, после чего личностью Хардинга заинтересовалась ФСБ. Как писал журналист, в его отсутствие дома кто-то побывал, как уверен Хардинг, понаставил «жучков» и прослушивал телефон, обрывая связь во время важных звонков. Так что если при вторжении неизвестных в квартиру из дома ничего не пропало, вероятно, что целью визита стала установка «жучков». Но к этому моменту вы уже наверняка сами будете догадываться о слежке, так как ФСБ просто так ни к кому не приходит.
Итак, как узнать, что телефон прослушивается? Если вы не преступник, жена ревнивого супруга или, как уже говорилось, не владеете информацией на миллионы долларов, не стоит об этом думать. С другой стороны, от мошенников надо как-то защищаться и быть бдительным. Те же бизнесмены и политики во время важных переговоров отключают телефоны, используют глушители сотовой связи, «антижучки» и никакую серьезную информацию не доверяют средствам связи.
Признаки возможной прослушки телефона вроде теплой батареи, быстрой разрядки или помех, список которых распространяют в интернете, на самом деле ни о чем не говорит - причинами оказываются плохой сигнал, вирусы или слишком активные мобильные приложения. Большинство опасающихся прослушки делают это напрасно, это обычная обывательская паранойя.
Однако за кем-то ведь следят? Эксперты правозащитной группы «Агора» выяснили, что за последние девять лет слежке подверглись минимум 6% россиян. Речь шла не только о прослушке телефонов, но и сборе биометрической информации, контроле передвижений, скрытом наблюдении и взломе переписки. В основном цели слежки — оппозиционеры и активисты. Напомним, в 2012 году Верховный суд России узаконил право прослушивать оппозиционеров, если они занимаются протестной деятельностью.
Ну а если вы убежденный параноик, то не «светите» свой номер, регистрируйте почту и другие сервисы на «левые» номера — например, попросите знакомого. В мессенеджерах переписывайтесь в секретных чатах, используйте кодовые слова и двухфакторную авторизацию. Скрыться от правосудия это не слишком поможет (и поделом), а вот избежать от слежки нехороших людей удастся.