Зачем нужна реформа налогообложения
Власти в очередной раз заговорили о введении прогрессивной шкалы налогообложения — когда тот, кто зарабатывает больше, должен платить больший налог
Власти в очередной раз заговорили о введении прогрессивной шкалы налогообложения — когда тот, кто зарабатывает больше, должен платить больший налог. Вице-премьер Ольга Голодец сообщила о том, что правительство прорабатывает возможность появления прогрессивного налога. Минфин заявил, что не стоит торопиться и предлагает вернуться к этой теме после 2018 года.
Главный аргумент Ольги Голодец в пользу прогрессивной шкалы — освобождение от налога бедных. По ее мнению, «для преодоления бедности освобождение в нижней шкале от НДФЛ является одним из важнейших шагов».
Напомним, что прогрессивная шкала налогообложения физических лиц использовалась в России с начала рыночных реформ и вплоть до 2001 года. Затем президент Владимир Путин принял решение ввести плоскую шкалу НДФЛ на уровне 13%, прогрессивная шкала со ставкой от 12 до 30% была упразднена. Эксперты считают, что это решение во многом поспособствовало резкому росту собираемости налогов и выводу экономики из «тени».
Идея возвращения к прогрессивной шкале налогообложения не нова и имеет своих сторонников и противников. Министр финансов Антон Силуанов не исключал возможности ее введения после 2018 года (до этого срока власти обещали не менять налоговую систему). В свою очередь, экс-глава Минфина Алексей Кудрин называл такую меру нецелесообразной, поскольку лишь 2–3% населения имеют доходы выше 1 млн рублей в год и собирать повышенные налоги с них будет сложно. Наиболее ретивые политики и вовсе предлагали обложить налогом в 50% граждан, зарабатывающих свыше 1 млн рублей в месяц.
Необходимость пересмотра налоговой системы назрела из-за снижения нефтяных цен и невозможности существенно снизить расходную часть бюджета. Исходя из планов Минфина по снижению дефицита бюджета на 1 п.п. в год начиная с 2017-го, разрыв между доходами и расходами в следующем году может составить 2,7 трлн рублей, в 2018-м — 1,9 трлн рублей, в 2019-м — 1 трлн рублей. Итого — 5,6 трлн рублей за трехлетку. Повышение подоходного налога проблему бюджетной балансировки решит опосредованно. Дело в том, что НДФЛ поступает в региональные бюджеты, а не в федеральный.
В августе этого года в Госдуму депутатами от ЛДПР был внесен законопроект, который предусматривал освобождение от подоходного налога россиян с зарплатой менее 15 тыс. рублей в месяц или 180 тыс. рублей в год. При этом для людей с годовым доходом до 2,4 млн рублей (200 тыс рублей в месяц) законопроект предлагал сохранить ставку подоходного налога на уровне 13%. Для состоятельных россиян с доходом от 2,4 млн до 100 млн рублей в год депутаты предлагали установить фиксированный налог в размере 289 тыс. рублей плюс 30% с суммы, превышающей 2,4 млн рублей.
Как отмечают эксперты, реалистичность цифр, предложенных ЛДПР, трудно оценить на данный момент, так как скорое введение прогрессивной шкалы НДФЛ маловероятно. «Я не исключаю, что к обсуждению этой идеи вернутся в 2019 году, когда кончится срок моратория на изменение нефтегазовой налоговой нагрузки и пройдут президентские выборы», - предполагает член Экономической экспертной группы Александра Суслина.
Введение прогрессивной шкалы НДФЛ будет возможно после 2018 года, полагает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов, цитирует «Росбалт».
«Было очень много предложений на этот счет, включая акцизы и социальные взносы. Понятно, что рост НДФЛ, в любом случае, запланирован после 2018 года, потому что до этого года бюджет уже обсужден – и там нет прогрессивной шкалы. Кроме того, и президент говорил, что до 2018 года налоги поднимать нельзя. Но, в принципе, к обсуждению этого вопроса все готовы, и прогрессивный налог воспринимается гражданами как более справедливый. Вопрос, однако, в том, как это экономически правильно сделать», - отметил Дмитрий Абзалов.
Эксперт подчеркнул, что разные группы налогоплательщиков по-разному воспримут прогрессивную шкалу.
При этом специалисты прогнозируют уход зарплат среднего класса в «тень».
Также возникнет интересная ситуация: россиянин с большими доходами может и больше расходовать. Осуществляя расходы на лечение, образование, покупку жилья и т. д. человек имеет право на налоговые вычеты, сводя уплату НДФЛ к нулю путем предоставления декларации по форме 3-НДФЛ. А тот, у кого доход маленький, тратит деньги на еду и одежду, поэтому вычетов не получает. То есть выходит, что богатые НДФЛ могут не платить.
Эксперты резюмируют, что при введении прогрессивной шкалы подоходного налога необходимо найти баланс между ростом поступлений и социальным эффектом, а также не допустить ухода налогоплательщиков в тень.