Как узнать о людях, которые репрессировали ваших родственников
30 октября Россия отметила день памяти жертв политических репрессий. Во времена «Большого Террора» в Красноярский край спустили «лимит» — ликвидировать по первой категории 740 человек. Позже цифру увеличили до 6 600 человек.
С августа 1937-го по ноябрь 1938 года в крае по политическим статьям было приговорено к расстрелу 12 603 человека. Красная машина смерти забирала 30 жизней в день. В СССР в годы Большого террора арестовали более 1,7 миллиона человек. Расстреляны более 670 тысяч.
Имена тех, кто вершил судьбы репрессированных, до сих пор неизвестны родственникам убитых. Перелом произошел в ноябре этого года, когда томич Денис Карагодин выяснил, кто приговорил к расстрелу и лично расстрелял его прадеда в 38-м. Студент пять лет вел расследование. Возможно, он первый, кто смог получить акт о расстреле прадеда с именами исполнителей. Но он не должен стать единственным.
Накануне движение «Мемориал» опубликовало на своем сайте справочник «Кадровый состав органов государственной безопасности СССР. 1935-1939». Сейчас собраны данные о 41 668 сотрудниках НКВД, работавших в органах госбезопасности. Составитель справочника Андрей Жуков потратил на это 15 лет.
Наверняка многие желают узнать имена тех, кто репрессировал их родственников, приговорил к расстрелу и привел приговор в исполнение. Сотрудники «Мемориала» дали рекомендации, как вести собственное расследование. К сожалению, здесь не может быть единой инструкции. Это дело очень сложное и долгое, но осуществимое. Это доказал Денис Карагодин.
Первым делом нужно проверить базы данных имен жертв политических репрессий на специализированных форумах и сайтах. Можно обратиться с запросами в «Мемориал» — там помогут, если неизвестен регион репрессий.
Также письма нужно направить в Главный информационно-аналитический центр МВД, Государственный архив по месту применения репрессии, архивы УФСБ России по месту применения репрессии. Существует сервис, призванный помочь ориентироваться в поисках.
Для расследования важно понимать, какие должности занимали люди, напрямую связанные с репрессиями.
Так, постановления на аресты подписывали начальники краевых и областных управлений НКВД, их заместители, начальники и оперуполномоченные городских отделов НКВД. Сюда же можно отнести доносчиков и милиционеров.
Приговоры выносили сотрудники прокуратуры, члены Военной коллегии Верховного суда, начальники местных УНКВД и партийное руководство. Военная коллегия Верховного суда и Особое совещание, «тройки», «двойки».
Предписания о приведение приговоров о расстрелах в исполнение и акты о расстрелах подписывали сотрудники НКВД. За казни в лагерях отвечали их начальники или замы, «тройки».
Главная задача — получение документов.
Для этого нужно отправить запрос в ФСБ и получить архивно-следственное дело родственника. В этих документах интерес представляют названия и местонахождение управлений НКВД или прокуратуры. Также там можно найти должности, фамилии или инициалы сотрудников. На этом этапе могут возникнуть сложности при доказательстве родства.
Запрос нужно направлять в областное управление ФСБ по месту проведения следствия или рождения родственника. Для этого нужно знать его полное имя, год рождения и место жительства на момент репрессии. Эти данные, если они неизвестны, можно попытаться найти в архивах ЗАГСа, учебных заведений или по месту работы родственника.
Чтобы ознакомиться с делом, нужно будет приехать туда, где оно хранится. Если нет такой невозможности, существует вариант получения копии. В этих документах: постановлении об избрании меры пресечения, ордере на арест, протоколах допроса, обвинительном заключении, приговоре и выписке из акта о расстреле могут находиться важные фамилии.
Если родственник был расстрелян, должен иметься акт о расстреле. Главная цель — получить его. Там могут быть указаны люди, приведшие приговор в исполнение. Акты хранятся в спецархивах НКВД СССР по месту проведения следствия, но во время войны могли быть вывезены в другие города.
Также важно найти приговор о расстреле. Это сложно, но ведь Денису Карагодину удалось.
Если неизвестно, за что конкретно репрессировали родственника, это можно попытаться выяснить с помощью письменного запроса в МВД по месту его жительства на момент репрессии.
В ведомствах могут отказать в праве ознакомиться с делом, если репрессированный не реабилитирован. В таком случае придется добиваться реабилитации через суд, и после получить дело.
Выяснив имена репрессировавших родственника, можно установить судьбу этих людей. Где искать, зависит от их службы. Так, составы членов Военных коллегий Верховного суда можно найти в подшивках газет в библиотеках, где они регулярно публиковались, составы троек собраны в архиве Александра Яковлева, сотрудников прокуратуры и судей нужно искать в госархивах.
Дела следователей и сотрудников НКВД хранит ФСБ и не выдает их. Но можно запросить справку по делу сотрудника, если есть его имя и период службы. Также данные НКВД собраны в упомянутом выше справочнике «Мемориала». В интернете также существует информация о членах судов, совещаний, руководителях НКВД. Можно найти фрагменты и сложить их в единую картину.
В конце следует добавить, что к казни родственника причастны не только приговорившие и исполнившие приговор, но и вся цепочка системы во главе со Сталиным. Привлечь к ответственности всех причастных к расстрелу вряд ли получится — срок давности по статье «Убийство» составляет 15 лет. Но Денис Карагодин намерен идти до конца.