В поисках дуды
Главная тема современной российской прозы — это история Отечества
Большую часть длинных и коротких списков главных литературных премий составляют произведения, так или иначе посвященные прошлому. Авторы исследуют сложный исторический опыт нашей страны и те травмы, которые разъединяют Россию.
В прошлом году премию «Ясная Поляна» получил сибиряк Александр Григоренко за повесть «Потерял слепой дуду». В ней рассказывается о нашем недавнем прошлом: действие происходит с 1968 года до начала нулевых. Автор показывает, как люди утрачивают объединяющее их начало.
Александр Григоренко — писатель, журналист. Живет и работает в Красноярском крае. Известен своими эпическими романами «МЭБЭТ (история человека тайги)» и «Ильгет. Три имени судьбы». Финалист литературных премий «Большая книга» (2012, 2014 годы) и «НОС» (2013 год).
В нижегородской деревне в семье Шпигулиных рождается глухонемой мальчик Шурик. Но он не становится обузой. Бабушка и родственники окружают его своей любовью и защитой. Он святыня, любимая игрушка для родных. Мальчик растет в этом герметичном космосе, уверенный, что «весь мир за него».
По мере взросления Шурика тон повести меняется с радужно-детского на печальный. Фоном идут изменения в стране, перестройка. Кто-то из родственников умирает, у других появляются свои проблемы и заботы. И герой как кукла переходит от одной семьи к другой. Где-то его просто используют, где-то ему не везет. Он оказывается в плачевном состоянии. Ему хотят помочь, но малыми силами, до какой-то степени.
В повести нет строго плохих или хороших. Это ярко демонстрирует любимый прием Григоренко: рассказчик показывает историю так, как она увиделась окружающим, то как ее увидел герой. Умело тасуя эти «взгляды», автор убеждает нас, что версии равнозначны. Люди поступили так, потому что у них были свои причины и обстоятельства. А герой просто плыл по течению.
Почему вдруг Шурик становится никому не нужен? С одной стороны, его не воспитали как рационального индивида, ответственного за свои поступки. Он остался между миром взрослых и миром детей. С другой стороны, изменились требования к человеку как к таковому – главенствующей стала его «полезность». Это противоречит ключевой мысли автора, что «каждый человек важен сам по себе».
Повесть заканчивается притчей о том, как слепой в позапрошлом веке потерял дуду. Он ходил по свету в компании таких же слепых, а эта безделушка их объединяла. Бесполезная вещь, но символ. В этом виден намек и на семью Шпигулиных. Но можно и посмотреть шире. Может быть, вся Россия утратила ту самую, всех объединяющую «дуду»?
Прототипом для произведения послужила реальная история. Поэтому очень трагичные события в тексте сложно назвать «чернухой». А сама повесть хорошо сделана. Действие динамично. Язык не радует яркими описаниями или метафорами, но деревенский колорит и юмор это восполняют.
Книгу Григоренко стоит прочесть для того, чтобы понять, как классическая тема «маленького человека» раскрывается в нашем недавнем прошлом. Проследить за тем экспериментом, который провел автор. И задать вопрос: почему мы потеряли дуду?
P.S. Многие ругают обложку книги. Но в ней есть своя прелесть. На ней изображена ключевая сцена произведения и важный для всей повести образ змея-февраля. Выполнена она в стилистике школьного рисунка синей ручкой на тетради. Мотив письма тоже важен для текста. После прочтения повести обложка воспринимается совсем иначе.
Потерял слепой дуду. Повесть, эссе, рассказы – Григоренко Александр – М.: ArsisBooks, 2016.
Фото из архива писателя
Автор материала — Эльнар Гилязов