Максим Шингаркин: «Я собираюсь выяснить, что является источником загрязнения в Красноярске»
Завтра в Красноярск приезжает экс-зампред комитета по экологии Госдумы РФ, а сегодня эксперт комитета по экологии Общественной палаты РФ Максим Шингаркин
Завтра в Красноярск приезжает экс-зампред комитета по экологии Госдумы РФ, а сегодня эксперт комитета по экологии Общественной палаты РФ Максим Шингаркин. Местные жители забрасывают главу экологического фонда «Гражданин» жалобами, организовывают митинги «за чистое небо» и просят разобраться с грязным воздухом в Красноярске. Митингующие требовали к 2022 году все производство тепла в черте города на природный газ и перенести мощности Красноярского алюминиевого завода за пределы города или снизить его валовые выбросы на 50%.
Какие заводы, котельные и предприятия проверит Шингаркин, и что грозит «нарушителям» экологического спокойствия, экс-депутат Госдумы рассказал в интервью Sibnovosti.ru
— С какой целью вы собираетесь приехать в Красноярск? Чем вызвано внимание Общественной палаты РФ к Красноярску?
— В Общественную палату РФ поступает большое количество обращений и жалоб от красноярцев. Граждане обеспокоены состоянием экологии в городе. Поэтому экологический комитет ОП попросил меня выехать в Красноярск и изучить ситуацию изнутри. Я много работал по Красноярску и знаю, на что нужно в первую очередь обратить внимание. У меня назначен ряд встреч, по результатам работы я представлю комиссии отчет по сложившейся ситуации и свои рекомендации.
— Красноярцев волнует режим НМУ в городе. Эксперты называют самые разные причины: от автомобильных выхлопов до выбросов на предприятии. Почему за последние пять лет в городе стали намного чаще вводить режим «черного неба»?
— Красноярск – крупный промышленный и производственный центр, и, безусловно, на неблагоприятные метеоусловия влияет работа разных объектов. Сейчас важно действовать по порядку. Сначала мне предстоит узнать, на какие именно выбросы жалуются красноярцы. После этого я проверю отчеты краевого Росприродназдора. Это ведомство контролирует крупные промышленные предприятия. Затем я возьмусь за котельные, данных по которым на федеральном уровне попросту нет. Также внимание стоит обратить на отчеты Роспотребнадзора по состоянию атмосферного воздуха в Красноярске. Только после этой работы мы сможем провести сравнительный анализ и точно сказать, что является основным источником загрязнения в Красноярске.
— Нам какие экологические проблемы чаще всего жалуются красноярцы?
— Жители жалуются, что им «нечем дышать». Это характерно для городов, где инфраструктура промышленных предприятий перекликается со структурой города. По имеющейся сегодня информации, в городе регулярно фиксируется кратное превышение допустимых концентраций таких загрязняющих веществ как формальдегид, бензапирен, гидрохлорид. Важно понять источники этих загрязнений. В Красноярске есть промышленные зоны, но от них можно рассчитать векторы. Не исключаю, что проблемы могут исходить и от котельных. Ситуация с ними в Красноярске и других городах безобразная. Что именно работники ТЭЦ жгут изо дня в день, нам неизвестно. По собственному опыту скажу, что очень часто в них сжигают ненадлежащее топливо, в том числе отходы химической промышленности. Делается это ради экономии и заработка.
— С кем у вас уже запланированы встречи в Красноярске?
— Обязательно встречусь с жителями. Крайне важно услышать мнение людей, которые живут «на земле», тех, кто выходил на митинг. В плане встречи с депутатами Законодательного собрания, министром природных ресурсов и экологии, другими должностными лицами, а также представителями общественных организаций и партий, в частности, Российской экологической партии «Зеленые», Регионального общественного движения «Чистый край», Общественного движения «Народный контроль в ЖКХ». Безусловно, встречусь и с бизнесом – есть договоренности с главой Совета промышленников и предпринимателей Красноярского края, а также руководителями крупных промышленных предприятий Красноярска.
— Может ли Общественная палата повлиять на работу по снижению выбросов?
— Основная функция общественной палаты — разбираться с жалобами, устанавливать причинно-следственные связи и давать рекомендации по устранению тех или иных проблем. Общественная палата РФ формирует рекомендации к органам исполнительной власти всех уровней. Сегодня внимание со стороны органов власти к деятельности Общественной палаты находится на очень высоком уровне, тем более, это актуально в год экологии. Рекомендации и обращения Общественной палаты – на контроле в Администрации Президента РФ.
Поэтому наша задача – объективно, качественно и профессионально делать свою работу. Для того чтобы понять, причины, каких специалистов лучшие пригласить, и как именно решать проблемы, нужно с головой погрузиться в существующие экологические проблемы. Хочу отметить, что подобный успешный опыт у нас уже есть. Например, совсем недавно мы провели ряд общественных обсуждений и экспертиз в Челябинской области, где жители были обеспокоены тем, что руководство местного Коркинского угольного разреза (самого глубокого угольного разреза в Европе) отказалось разворачивать систему измерений выбросов угольной пыли, что негативно влияло на состояние окружающей среды и здоровье людей. Мы провели ряд обсуждений, подготовили документы и представили их губернатору и Министру природных ресурсов и экологии РФ. Наша экспертиза подтвердилась, а угольный разрез теперь в обязательном порядке реализует все необходимые мероприятия, что обеспечит снижение выбросов.
Максим Шингаркин – российский общественный деятель, учредитель Общественного регионального экологического фонда «Гражданин», экс-депутат Госдумы VI созыва.