Красноярское ТСЖ, или кто-то должен этим заниматься
В одном из центральных дворов жилого дома Красноярска царит идеальный порядок. Много зелени, всегда чисто, на игровую площадку приходят дети из соседних дворов, на клумбах появляются не только новые цветы и саженцы
В разных частях зеленых зон размещены предметы ландшафтного дизайна. Практически все эти украшения — инициатива Лидии Легковой и ее команды. Жительница пятиэтажки по улице Маркса занимается далеко не ландшафтным дизайном. В ее обязанности входят дела управляющей компании «Весенний двор», в ее состав Лидия перевела дом, в котором живет и несколько соседних домов на Маркса, Диктатуры Пролетариата и Урицкого.
Лидия родилась в Красноярске, наполовину латышка, — ее прабабушка приехала в Сибирь из Латвии строить коммунизм, — двором и коммунальным хозяйством начала заниматься несколько лет назад. На вопрос «зачем?» отвечает: «Кто-то должен этим заниматься. У меня есть желание, мне нравится созидать. Я всю жизнь пыталась что-то делать: в садике, в школе. Постоянно что-то организовывала: кружки, собрания... А во дворе тем более».
«А я еще вам сделаю!»
Заниматься коммунальным хозяйством, особенно в собственном дворе, — дело неблагодарное. Лидия Легкова говорит, что чаще всего огорчает непонимание со стороны некоторых соседей, жильцов окрестных домов.
— Некоторые говорят: «А зачем, а для чего ты все это делаешь?». Объяснять не собираюсь. Делаю и все. Например, привозим какое-нибудь украшение для двора, ставим. Я его сама нашла, оно мне понравилось. До этого на том месте не было ничего. Многие говорят: «Страшно, не нужно». Это обижает. Помощи от людей мало. Все заняты по своим норам, по своим нуждам. Да, это разочаровывает, но на следующий день встаю и работаю с новой силой и мыслями: «А я еще вам сделаю!». С одной стороны, непониманием меня где-то и обижает, а с другой —стимулирует для дальнейшего движения вперед.
«Мой роддом»
Чтобы что-то делать, надо гореть. По такому принципу Лидия каждый день вместе с сотрудниками УК поливает во дворе цветы, обходит подъезды, осматривает чердаки и подвалы, проверяет исправность систем электронной охраны двора. Говорит, что во всем ее поддерживают семья, друзья и некоторые соседи.
— Пожилые жители наших домов просят: «Только, пожалуйста, не уезжай». Говорят, что если перееду, ничего делать с нашими дворами и домами не будут: обслуживать, украшать, восстанавливать. Вот такая у них на меня надежда. У меня была мысль уехать в другую страну. Сама я не совсем русская — я латышка. Некоторое время назад хотелось найти свои корни, что-то поменять. Также искала стабильности. Я ее здесь добиваюсь, в своем дворе, на небольшой площади. Думала уехать, но сейчас понимаю: бросить это я уже не смогу.
Я родилась в этом доме, в этой квартире. Папа принимал роды, скорая не успела приехать. Мое отношение к дому, двору, наверное, как-то генетически заложилось во мне с рождения. У меня уже появился внук, и все, что я делаю, делаю с надеждой на то, что в будущем это кому-то пригодиться, послужит. У меня уже есть, чему порадоваться самой, чем порадовать других и своих детей, внуков прежде всего.
«Я создала прецедент»
Когда УК «Центржилсервис» начал признавать себя банкротом, жительница пятиэтажки на Маркса, 141 вызвала всех жильцов на общее собрание.
— Люди меня знают, наверное поэтому и пошли за мной. Тогда я сказала, что нужно уходить из этой управляющей компании. Я рада, что люди переход поддержали, рада, что другие дома стали присоединяться. Жители соседних домов и домов на прилегающих улицах видят: что-то двигается, что-то меняется в другую, далеко не худшую сторону. Даже те, кто раньше были против, переходя в нашу компанию, говорят: «Извини, но мы поняли, что ты была права». Некоторые, наиболее активные противники перехода из одной компании в другую, подходят и просят прощения: «Извини, что мы тогда так ругались, кричали, сейчас мы понимаем: все замечательно».
Сейчас в УК входят шесть домов. Постепенно присоединяются жилые здания на улицах Красной Армии, Бограда. Люди просятся в компанию. Представители близлежащих домов приходят, видят, как все устроено, спрашивают у местных жителей «Как вы живете?», а после решают присоединиться.
Трубы, счетчики и ландшафтный дизайн поневоле
Лидия и ее команда в своей деятельности придерживаются принцип взаимозаменяемости.
— Ситуации в жизни бывают разные: кто-то уехал, кто-то заболел. Мы все люди, поэтому я не погнушаюсь тем, чтобы взять метлу и подмести, пройти, наклониться к унитазу и посмотреть счетчик. Мы должны помогать друг другу. Деятельность компании, связанной с коммунальным хозяйством, — это механизм, который должен работать, как часы. Если одна деталь ломается, ее надо чем-то заменить и при этом очень быстро. Ждать, когда починят деталь — не вариант, у нас мало времени и много работы.
В поле зрения Лидии Легковой входят не только счетчики, трубы, окна в подъездах. Она — практически ландшафтный дизайнер, так как занимается украшением двора. В прошлом году на воротах придомовой территории появилась табличка «Лучший двор—2016».
— Волей-неволей приходиться заниматься ландшафтным дизайном, — говорит Лидия. Я, конечно же, таковым не являюсь, но в голове есть свои наработки. В детстве рисовала, наверное, это отложилось, пытаюсь по своему вкусу что-то сделать. Кому-то, как я уже говорила, это не нравится, вкус у людей разный, а некоторые поддерживают: «Делай то, что считаешь нужным, нам нравится». Кто-то задает вопросы: «Ну зачем это, для чего?». А я делаю. У меня с партнерами по старой работе сложились хорошие отношения, практически все они — из отделов с сувенирами, часто продают мне украшения для двора со скидкой, а, по их мнению, непригодные вещи и так отдают. Я могу себе не купить платье, но пойду и куплю какую-то скульптуру во двор. Практически все это я делаю из собственных средств.
Не так давно гуляла по Центральному парку с внуком, подошли к тиру, там много разбитых тарелок, попросила отдать. Мне с удовольствием нагрузили два мешка битой посуды, так мы этими осколками задекорировали клумбы.
«Кухни» с краской, или специфика собственного характера
Дома, с которыми работает Лидия Легкова, находятся в самом центре Красноярска. Рядом кинотеатр «Луч», ЦУМ, набережная Енисея. «А если бы все эти пятиэтажки стояли в Энергетиках или в Черемушках? Также активно занимались бы ими?», — спрашиваем Лидию.
— Абсолютно. Где бы я не жила, я все равно будут это делать. Это, скорее, специфика собственного характера: к чему-то стремиться, что-то делать, созидать, наслаждаться тем, что сделал», — говорит она.
В новую управляющую компанию дома на Маркса и Диктатуры переизбрали в прошлом году. В срочном порядке возникла необходимость ремонтировать подвалы перед сдачей в зимний сезон.
— Мы заказали краску для ремонта, так как предыдущая компания, так получилось, не совсем все делала. А у нас не принимали дома, акты не подписывали. Пришла машина с красками, материалами, с изовером. К подъезду подъехала ГАЗель с надписью «Кухни». Пара бабушек сразу подошла с легкой усмешкой: «Что, Лидия Анатольевна, кухоньку уже себе купила?». Я улыбнулась в ответ, открыла полог, мы стали доставать баллоны с красками.
Пятидесятилетние дома и надежная команда
У Лидии Легковой есть вторая работа, не требующая постоянного присутствия. Именно поэтому ей так много удается делать и успевать в сфере коммунального хозяйства. Но, как признается сама Лидия, «со мной работают, такие люди, которые меня могут заменить и которых могу заменить я, понимающие и опытные. С остальными пытаюсь держаться на расстоянии».
— У нас состоявшийся коллектив, — рассказывает Лидия о своей команде. — Когда мы искали новую УК и нашли ее, то в ее составе был директор, бухгалтер, юрист, техник. На свое усмотрение я подбирала сантехника. К нам он пришел из предыдущей компании. Этот специалист хорошо знает наши дома. Свою деятельность в ЖКХ я начинала с нуля, в этой сфере была абсолютный ноль, поэтому мне нужен был знающий человек по инженерке, по трубам, по вентилям. Он меня практически всему научил, я довольна.
Летом мы работаем с утра до ночи: поливки, где-то посадки, активно работаем и зимой. Но в это время года нас не видно, так как мы находимся в подвалах и на чердаках. Практически все наши дома 1967 года постройки. Там работы непочатый край: замена стояков, труб. Зимой при высоком давлении выдавливаются вентили, сальники, поэтому идет постоянная замена.
«Если каждый возьмет по веточке...»
Во дворе дома Лидия Легкова планирует поставить специальную сетку и сделать надпись: «Для пластиковой тары».
— В Красноярске очень сложная ситуация с экологией, как в воздухе, так и на земле. Как бороться с этим, я не знаю. В городе столько заводов, выбрасывающих вредные вещества, к нам в Сибирь завозят всевозможные отходы..., — говорит Лидия, по второму образованию она — инженер-технолог по переработке природных соединений. — В вопросе экологии буду начинать с себя, пусть мелочь, но она все равно должна быть. Например, организую сортировку бытовых отходов. По крайней мере, к чему-то буду приходить, хоть какой-то маленькой каплей, но поучаствую, чтобы что-то изменить в этой области. Если каждый возьмет по веточке, будет огромная охапка, которую сломать сложно. Может, мои действия кого-то сподвигнут, как минимум, не мусорить. Думаю, когда нас будет большинство, тогда мы сможем изменить все в лучшую сторону.