Итоги конкурса по выбору мэра Красноярска: пока ничего не понятно
Чего ждать красноярцам 24 октября, когда соберется Горсовет?
Накануне, 11 октября, комиссия выбрала четверых кандидатов, которые прошли в финал конкурса по выбору мэра Красноярска. В список вошли четыре «тяжеловеса» — Эдхам Акбулатов, Владимир Егоров, Владислав Логинов и Сергей Еремин. Политолог Дмитрий Золотухин специально для Sibnovosti.ruвысказал свое мнение относительно итогов вчерашних «выборов».
Первый этап так называемых выборов мэра Красноярска завершился вчера в девятом часу вечера и растянулся на целых десять часов. Номенклатурная конкурсная комиссия, составленная из краевых чиновников и городских парламентариев, заслушала всех десятерых допущенных на рассмотрение кандидатов и поставила им квалификационные баллы. Как и ожидалось многими экспертами, аналитиками и просто интересующимися политикой гражданами, во второй тур голосования прошли четыре наиболее тяжеловесные кандидатуры – исполняющий обязанности краевого министра транспорта Сергей Еремин, глава Советского района города Владислав Логинов, действующий градоначальник Эдхам Акбулатов и строительный магнат Владимир Егоров. Я специально перечисляю их в том порядке, в каком распределились набранные ими баллы и занятые места соответственно.
Признаться честно, итоговые результаты несколько обескуражили, так как, внимательно посмотрев трансляцию выступлений претендентов на пост Главы города, создалось впечатление, что во второй тур с первых двух мест должны выходить Акбулатов и Логинов. В силу того, что их выступления показались многим присутствующим и наблюдающим за ходом процедуры наиболее информативными и конкретными. Но конкурсная комиссия рассудила иначе и руководствовалась своими прописанными в положении девятнадцатью критериями оценки каждого претендента.
Таким образом, на сессию горсовета, которая состоится 24 октября, выходят четыре кандидатуры. К слову, трое из которых являются кандидатами от власти. Такое стало возможно из-за того, что на одной из последних сессий городского совета в пресловутое положение о «выборах» мэра были внесены некоторые поправки. В частности о том, что конкурсная комиссия представляет не менее двух кандидатур на рассмотрение в городском совете, больше – на усмотрение комиссии. Было принято решение, что наличие четырех кандидатов в депутатском бюллетене поспособствует легитимности, открытости и демократичности данного процесса. Как бы 24 числа не оказалось, что это было соломоново решение.
Как говорится, время покажет. Тем не менее, все это в очередной раз наводит на определенные мысли о неопределенности и отсутствия четкого понимания, на кого все-таки конкретно делают ставки руководители региона и кураторы края в администрации президента страны.
По иронии судьбы вчера вечером город в очередной раз встал в десятибалльные пробки и заторы. Все кандидаты, прошедшие во второй тур, имели и имеют прямое отношение к тем транспортным и дорожным, мягко выражаясь, проблемам, которые имеют место быть сегодня в миллионном городе. Журналисты, общественники и блогеры четко закрепили в общественном сознании, что всему виной только сегодняшняя городская администрация и лично мэр Акбулатов.
Но ведь и действующий глава Советского района на протяжении своей длительной трудовой карьеры в разных должностях был связан с дорожным строительством и транспортом. Будь-то работа в Красноярском ДРСУ, государственном предприятии «КрайДЭО» или же в департаменте городского хозяйства в должности заместителя, курирующего именно дорожную сферу. Много было сказано и про летне-осенний капитальный ремонт участка Коммунального моста, который был напрямую связан с компанией Владимира Егорова и получил негативные оценки среди автомобилистов и общественности в целом.
Особняком стоит федеральная программа «Безопасные и качественные дороги», ведь в ее рамках предполагалось беспрецедентное выделение средств на дороги в регионе, в частности 1,7 миллиардов рублей только на краевой центр в 2017 году. Многие эксперты и специалисты отмечают тот факт, что отраслевой краевой министр мало уделял времени контролю за ходом ремонта и расходованию финансовых средств в самом Красноярске, отдав это на откуп городским властям, а сам сосредоточился на периферийных дорожных проблемах в территориях края. Не исключено, что губернатор Виктор Толоконский стал жертвой такой политики краевого Минтранса. На выходе горожане имеют то, что имеют.
Через какое-то время на официальном информационном ресурсе горсовета граждане смогут оценить программу предстоящей деятельности и социально-экономического развития города на ближайшую пятилетку от каждого из четырех кандидатов в случае их избрания. Только много людей это прочитают и будут обсуждать всерьез? Тут у меня очень большие сомнения. Ведь одно дело встречаться с кандидатами вживую в коллективах, на улицах и публичных мероприятиях, другое, когда от тебя ничего не зависит, целенаправленно скачивать и изучать электронные материалы, представленные на малопосещаемом сайте.
По большому счету, вчерашняя процедура напомнила хорошо отрепетированный спектакль, с «губернаторскими» членами комиссии, у которых явно была единая установка проставлять баллы под конкретных людей. Красноярцы окончательно лишились прямых выборов мэра и непонятно когда вернут их горожанам и вернут ли вообще. Остается надеяться, что обновленное Законодательное собрание края исправит эту политическую ошибку прошлого и внесет соответствующие поправки региональное законодательство.
В завершение хочется отметить, что в случае наличия всех четырех кандидатов в бюллетене на следующей сессии горсовета и отсутствия самоотводов, вероятность окончания выборной процедуры и объявления нового Главы стремится к нулю, даже при закрытом голосовании городских парламентариев. В такой сложнейшей конфигурации собрать 19 голосов за свою кандидатуру не видится практически возможным и региональный политический истеблишмент ждет повторная процедура, а горожан скромная роль наблюдателей — впрочем, основная масса жителей смирилась с таким положением дел.