Не спрятаться - не скрыться
Sibnovosti.ru разбирались, почему автомобилисты в Красноярске штурмуют ГИБДД и активно жалуются в СМИ на работу камер
Количество камер фото-видеофиксации нарушений ПДД в Красноярске растет небывалыми темпами. В прошлом году на улицах города появились 25 новых радаров. Будут и еще, говорят в ГИБДД. Это значит, что нарушать правила на дорогах автомобилистам станет если не сложнее, то по крайне мере затратнее. Sibnovosti.ru разбирались, почему автомобилисты в Красноярске штурмуют ГИБДД и активно жалуются в СМИ на работу камер.
Вкалывают роботы, а не человек
Создается впечатление, что автомобилисты постепенно становятся основным источником доходов краевого бюджета. С сентября 2017 года камеры на дорогах Красноярска «заработали» 200 млн рублей. Всего же, по итогам прошлого года, в бюджет края поступило более миллиарда рублей от оплаты штрафов за нарушения ПДД. Данная сумма сравнима с налогами, поступающими от крупных предприятий региона.
То, что камеры работают эффективнее, чем сотрудники ГИБДД, в части сбора штрафов - очевидно. Внедрение новых комплексов фиксации стало частью реформы Госавтоинспекции. Тем более комплексы сейчас активно расширяют функционал - некоторые могут снимать по 20 различных нарушений, в том числе те, которые инспекторы практически не замечают.
Радары максимально упрощают работу сотрудникам ДПС. По сути им остается делать то, что камерам пока не под силу - ловить пьяных, гоняться за неадекватными водителями и устраивать облавы, а также обрабатывать данные с камер и формировать так называемые «письма счастья» со штрафами.
Кроме того, камеры исключают человеческий фактор. Вспомните, когда последний раз инспектор штрафовал вас за нарушение. Практически всегда срабатывает один и тот же принцип: «Отпустите меня, я нарушать больше не буду. Пристегнусь, протру номер, сделаю страховку и не пойду на обгон, игнорируя запрещающие знаки». Но бездушный робот на все эти просьбы не реагирует.
«Проведенный анализ функционирования системы автоматической фиксации нарушений ПДД в крае свидетельствует о ее высокой результативности. Использование комплексов фото-видеофиксации позволило существенно снизить количество ДТП в местах их установки и непосредственной близости от них, а в ряде мест не допустить ни одного происшествия с пострадавшими», - заявил глава ГУ МВД по краю Александр Речицкий.
Протест на камеру
В новом году руководитель краевой ГИБДД Алексей Членов заявил журналистам, что в Красноярске в ближайшее время появятся новые камеры. Повод все тот же - снизить аварийность на дорогах и сократить количество пробок. Но в русской традиции неудобный закон обходить стороной. Председатель общественной организации «Федерация автовладельцев России» в Красноярском крае Павел Стабров считает, что водители стали за версту объезжать участки, на которых установлены камеры.
«Получив пачки писем счастья, автовладельцы очень осторожно начали проезжать те участки, где установлены камеры. Даже несмотря на изменение полосы остановки на Мединституте, для проезда перекрестка с Аэровкозальной туда суются сейчас очень неохотно», - сказал Стабров.
Сами водители убеждены, что ехать по правилам на определенных участках просто невозможно. Например, на ул. Белинского и перекрестке с ул. Аэровокзальной. Их, к слову, услышали - спустя полгода здравый смысл победил дорожный маразм в Красноярске. На участке от виадука Медакадемии до перекрестка с Аэровокзальной транспортную полосу убрали. Как пояснили в департаменте горхозяйства, такое решение было принято «на основании мониторинга дорожного движения, а также с учетом обращений красноярцев».
Итак, с тем, что камеры выгодны для властей с точки зрения финансов, а полицейским всех рангов они сильно облегчают работу, мы разобрались. Теперь подумаем над тем, кто же должен обеспечить водителям условия, при которых они не будут нарушать правила.
В идеале все ведомства и учреждения должны работать слаженно. Но в данном случае взаимодействия достигнуть не удалось - камеры стоят, но разметки нет, поворот направо разрешен, но стоит знак «автобусная полоса». С момента установки камер, то есть с сентября 2017-го года, красноярцы буквально атакуют отдел ГИБДД в Красноярске. Водителей возмущает, что в ведомстве выписывают постановления на основе фотоматериалов при отсутствии разметки на дорожном полотне. Представитель КрУДора Александр Марков уверен, что проблема кроется не в отсутствии разметки, а в неосведомленности автомобилистов.
«Я понимаю, что город обязан следить за чистотой дорог, чтобы разметка была видна. Но по разного рода причинам - Сибирь, снег, бестолковость, криворукость, этого не происходит. Но есть знак. И в правилах дорожного движения черным по белому прописано, что в случае, если нет разметки, мы руководствуемся знаком. Знак имеет приоритет перед разметкой. Автомобилисты говорят: мы не видим, где заезжать, где линия разрыва. Внимательно посмотрим ПДД. Там все прописано», - сказал представитель КрУДора.
Статистика ГИБДД подкрепляет вышесказанное фактами. Так, в 2017-м году в краевое ведомство поступило более четырех тысяч жалоб от автомобилистов. Из них жители края попытались обжаловать 2,7 тысячи штрафов. До суда дошли 515 дел. Но только 102 из них были удовлетворены. Примечательно, что чаще люди жаловались не на работу камер, а на то, что за рулем в момент фиксации находились другие люди. Например, новые собственники транспортных средств.
Но так ли важны статистические данные и заявления краевых чиновников, если эксперты констатируют, что комплексы фото-видеофиксации в Красноярске специально собирают максимальное количество штрафов. Их так установили.
«Надо устанавливать оборудование в аварийных местах, а у нас – в местах, расположенных в районе объектов Универсиады. Но они далеко не аварийные», - сказал директор компании по установке спец.оборудования Максим Иванов.
Отметим, что красноярских автомобилистов ждет еще одно разочарование - деньги с оплаты административных нарушений вряд ли пойдут на строительство новых развязок и ремонт дорог. Все штрафы «стекаются» в один котел и финансируют расходы краевого бюджета без привязки к конкретным направлениям.
«Да, конечно, худой краевой бюджет нуждается в подпитке. Очень неплохая получилась. Однако необходимо переориентироваться на целевое зачисление штрафов в дорожный фонд. И именно на улучшение инфраструктуры дорог и меры безопасности», - подытожил Стабров.
Фото в тексте: transport.74.ru, zr.ru, МИА «Россия сегодня»
Текст: Юлия Тоцкая