Кто отравляет жизнь красноярцам
Марк Денисов представил итоги 2017 года
На сессии Законодательного собрания уполномоченный по правам человека в Красноярском крае Марк Денисов представил депутатам свой традиционный доклад «О проблемах реализации конституционных прав и свобод граждан на территории региона». На этот раз за 2017 год. Из его выступления стало ясно - жителей края волнует отсутствие чистой питьевой воды, произвол полиции и отписки чиновников. Депутаты же, как оказалось, переживают из-за другого - засилия «Пивных причалов» и сервисов микрозаймов. Самого омбудсмена больше всего беспокоит «Почта России» как портал в 90-е годы прошлого века.
В этом году Марк Денисов был на удивление сдержан и емок - его доклад занял всего 15 минут. В прежние годы, выступая в аналогичном формате, он мог говорить и по часу. Тем более, что ему всегда есть о чем рассказывать - в бумажном варианте нынешний доклад омбудсмена превысил 200 страниц.
По словам уполномоченного, всего к нему с учетом коллективных жалоб за 2017 год обратилось более шести тысяч человек, которые рассказали о 2 380 случаях нарушения своих прав.
22% обратившихся были недовольны деятельностью силовых структур. Он отметил, что «на каждого, кто недоволен чрезмерной жесткостью органов, приходится двое-трое, кто недоволен ее чрезмерной мягкостью».
«Кто-то хочет либеральных свобод, а кто-то ежовые рукавицы. Таково наше общество, такие представления о добре и зле», - добавил философии Денисов.
«Горячей» он назвал тему защиты прав детей, сообщив, что число обращений, связанных с этой сферой, растет, и в 60% случаев нарушение детских и родительских прав связано с «неточными и некачественными» действиями органов опеки.
«В крае отсутствует единый управляющий центр и единая политика в сфере опеки. Простым увеличением числа сотрудников проблему не решить. Нужны структурные реформы», - сказал Денисов.
Те, кто слушает доклад омбудсмена каждый год, наверняка, вспомнили - несколько лет назад он докладывал ровно о том же.
А вот популярная тема экологии, о которой сейчас не говорит только ленивый, в жалобах почти не отражается.
«Жалоб на нарушение экологических прав к уполномоченному поступает традиционно немного. Это тема латентная, скрытая, чем и опасна. Недовольство людей может копиться годами, а потом выплеснуться в форме пикетов, митингов совершенно неожиданно. Очевидно, что напряжение здесь в последние годы нарастает», - сказал Денисов, но призвал жителей Красноярска, озабоченных «черным небом», обратить свое внимание на периферию.
«Все мы жители краевого центра, и весьма эгоистичны в определении экологических приоритетов. Часто приходится слышать о «черном небе», смоге, но две трети жителей края живет за пределами Красноярска, половина в сельской местности, где с чистотой воздуха все в порядке, но не в порядке с чистотой воды. Зачастую ее просто нет никакой - ни питьевой, ни технической. Во многих населенных пунктах вода только привозная, по высокой цене», - сказал Денисов, предложив разработать краевую программу реконструкции водоснабжения.
Те, кто слушает доклад омбудсмена каждый год, наверняка, вспомнили - несколько лет назад он докладывал ровно о том же.
Говоря о географии жалоб, он сообщил, что по Красноярску за прошлый год число обращений выросло на 10%. Этот рост он связал с тем, что ответы властей города на жалобы жителей «носят отсылочный характер»: чиновники пишут, что «знают, помнят, в курсе проблемы», но не торопятся решать их.
«На моем контроле в Красноярске находятся жалобы, которым до восьми лет. Надеюсь, новым властям города удастся переломить эту тенденцию, заставить городских чиновников изменить стиль работы с обращениями граждан», - сказал Денисов.
Депутат Александр Глисков, обсуждая выступление омбудсмена, припомнил свежие события в Волоколамске, где местные жители, обеспокоенные вредными выбросами с местной свалки, в ходе стихийного митинга «по голове настучали главе района».
«Есть ли у нас в крае такие запущенные места, где главе вот-вот прилетит по голове?», - заботливо поинтересовался Глисков.
«Не думаю, что сибиряки у нас столь же горячи, как жители Подмосковья, да и земли у нас побольше, а плотность населения поменьше», - миролюбиво ответил Денисов.
Депутат Вера Оськина задала вопрос про пиво.
«Поголовное спаивание населения, «Пивные причалы» кругом! В моем квартале в трех домах! Как с этим быть, как бороться?», - спросила народная избранница.
Омбудсмен призвал «решать проблему сообща», хотя и поделился ощущением, что в Красноярске «население меняет свое отношение к спиртному и такого пьянства, как в 90-е, сейчас нет». А вот за пределами города все далеко не так радужно.
«Тема тяжелая. Коллега мой, уполномоченный по коренным народам, вам расскажет, как нынче в некоторых селах на Севере проводился северный завоз. Когда первые караваны машин пошли не с макаронами, крупой, детским питанием, таблетками, а с водкой. И по сколько эта водка продавалась. И сколько было изъято денег у северян. Когда пришли грузовики с макаронами, их уже не на что было покупать», - прокомментировал защитник прав.
Депутат Елена Пензина заметила, что в докладе в этом году не упоминались компании, выдающие микрозаймы.
«Это означает, что люди перестали обращаться по этим проблемам? Потому что, когда едешь по городу, на каждом шагу видишь эти ларьки с надписями: «Быстрозайм», «Быстроденьги». И понятно, что большая часть этих компаний нацелена на далеко не самую богатую часть населения и там одурачивание людей происходит», - уверенно заявила Пензина.
Денисов в ответ констатировал, что эти «жалобы никуда не делись».
«Микрозаймы - это когда человека с зарплатой в 15 тысяч загоняют в такую кабалу, что он не знает, чем накормить детей. По восемь, по девять кредитов люди имеют. Надо с этим что-то делать. Эта проблема очень похожа на ту, что мы имели в сфере игорного бизнеса. Тогда была жесткая позиция властей и полиции, и мы за полгода эту заразу вычистили. В таком же ключе надо заниматься и микрозаймами», - сказал омбудмен.
Отдельно он остановился на жалобах жителей на «Почту России», и даже, впервые за все время с трибуны поделился собственным недовольством.
«Стало больше жалоб на почту. Качество обслуживания почтовых работников не удовлетворяет население. Знаете, я когда сам захожу по своим делам в рядовое почтовое отделение, то такое ощущение, что вернулся обратно в 90-е годы. Обшарпанные стены, бесконечные очереди, и в них стоят наши пенсионеры. Там такого можно услышать, что ни в одной газете, ни в интернете не прочитаешь», - сообщил Денисов.
Впрочем, «Почта России» уже заочно ответила омбудсмену - две недели назад топ-менеджеры заявили, что инвестиционная программа организации на 2018 год утверждена в размере 30 млрд рублей. Три миллиарда будет направлено на обновление и ремонт отделений. Хотя, те, кто периодически следит за потугами «Почты России», наверняка, вспомнили - несколько лет назад там докладывали может и не с такими цифрами, но ровно о том же.
Текст: Алексей Спиридонов
Фото: sobranie.info, архив Sibnovosti.ru