Корабль с бутылкой
В России хотят ужесточить наказание за «пьяное» судовождение
Депутаты фракции КПРФ внесли в Госдуму законопроект, ужесточающий ответственность за управление судном в пьяном виде. Нетрезвых капитанов планируют лишать прав на два года и штрафовать до 5 тыс. рублей. По данным МЧС России, с января 2013 по ноябрь 2017 года на водных объектах страны произошло 54 аварий с маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, управление которыми осуществлялось лицами, находящимися в состоянии опьянения. В результате аварий погибло 52 человека.
Последним резонансным инцидентом стала трагедия, произошедшая в середине июня текущего года на Волге. Перегруженный людьми катамаран врезался в баржу, погибли 11 человек. Предположительно, они находились в состоянии алкогольного опьянения. В крови капитана, бывшего главы Калачевского района Волгоградской области, медики обнаружили 2,17 промилле, что соответствует средней степени алкогольного опьянения - с 2,5 начинается его сильная степень. Возбуждено уголовное дело.
Sibnovosti.ru выяснили, как обстоит дело с безопасностью судовождения в сибирских регионах.
Новосибирск
Несмотря на то, что на Оби в районе Новосибирска в период навигации осуществляются грузовые и пассажирские перевозки, а акваторию Новосибирского водохранилища (Обское море) активно бороздят многочисленные яхты и катамараны, серьезных инцидентов с речными судами в последние годы в регионе не было. Последний раз происшествие с крупным теплоходом было зафиксировано осенью 2014 года. Судно «СТ-744», зарегистрированное в Красноярском крае, село на мель в районе Северного обхода. В результате был полностью перекрыт судовой ход, и на реке образовалась «пробка» из грузовых барж. Теплоход перевозил бетонные блоки и как выяснили специалисты транспортной полиции, был перегружен. Осадка сухогруза на полметра превышала допустимую.
В основном происшествия на воде в регионе связаны с маломерными судами. Новосибирская область – третий регион по количеству маломерных судов в Сибири, его опережают лишь Иркутская область и Красноярский край. На учете в Государственной инспекции по маломерных судам (ГИМС) находятся около 27 тыс. лодок и катеров. Сразу два инцидента произошло в одни из июньских выходных дней – в одном случае спасатели пришли на помощь двум пассажирам моторной лодки, у которой заглох двигатель, и течением судно могло затянуть под баржу. В тот же день на Оби перевернулась лодка с тремя отдыхающими. Забраться обратно люди сами не смогли, из воды их достали пляжники на гидроциклах, которые заметили аварию с берега. Похожий случай, но с трагическим исходом произошел в середине мая текущего года на озере Чаны. Перевернулась лодка с двумя рыбаками, один из них не смог добраться до берега. В 2016 году катер под управлением пьяного мужчины на полном ходу врезался в бетонный пирс в районе Бердского залива. Судоводитель погиб, двум его пассажирам повезло – они вылетели в воду и остались живы.
Красноярск
В Красноярском крае в последние годы, к счастью, также обходилось без громких происшествий с пострадавшими на воде. Возможно, такая ситуация сложилась в том числе и потому, что судоходство в регионе находится, по сравнению с советским прошлым, в явном упадке. А сезон, когда полноценная эксплуатация водных судов в принципе возможна, на значительной площади края ограничен всего 2-3 месяцами.
Весной 2012 года разъездной теплоход «Медник», принадлежащий ООО ПО «Талнахэнерго», во время ледохода затонул в реке Норильская. В сентябре 2012 года на 170 км от Красноярской ГЭС вниз по течению Енисея частично затонула баржа с лесом – ее борт из-за тумана был пробит буксировавшим ее же теплоходом «РТ-758». В октябре 2012 года в районе деревни Бакланиха на Енисее теплоход СТ-301 был зажат льдами, но его благополучно вытащили на берег. В ноябре 2012 года в Енисейском районе затонула пустая баржа. К ней был пришвартован теплоход «Северсталь», который также затопило в кормовой части. Никто не пострадал. В июле 2015 года в черте Красноярска, около красноярского моста «777», затонул теплоход «Путейский-41», принадлежащий ФБУ «Администрация «Енисейречтранс». У судна при подходе к плавучему крану отказал двигатель, в результате оно перевернулось и затонуло. Капитан и моторист, находившиеся на борту во время ЧП, выбрались на берег и не пострадали. Наконец, в конце мая уже этого года на 93 км реки Ангара в районе ухвостья острова «Зелененький» затонул теплоход КС-1342, принадлежащий ЗАО «Новоенисейский ЛХК». Экипаж был спасен проходящим судном.
Фото: скриншот YouTube
Если с крупным водным транспортом серьезных происшествий в Красноярском крае не было давно, то с мелкими лодками трагические случаи происходят регулярно. Как правило, гибнут рыбаки – зачастую на фоне обильных возлияний. К примеру, в сентябре прошлого года 27-летний житель Эвенкии решил покатать трех друзей на моторной лодке, затем на полном ходу передал одному из них управление и встал в полный рост. От этого лодка накренилась, через борт пошла вода, судно затонуло. Двое человек в результате погибли, двое, в том числе и хозяин лодки, спаслись. Все четверо, по данным следствия, перед злополучной поездкой употребляли спиртное.
Омск
За последние годы в Омской области произошло несколько аварий с водным транспортом, самая крупная из которых – крушение теплохода «Полесье». Она случилась в августе 2013 года и унесла жизни шестерых человек. 11 человек были тяжело ранены. Всего на судне находилось 52 пассажира.
Теплоход «Полесье-8» столкнулся с баржей, двигавшейся навстречу. Капитан судна Юрий Ратько согласовал маневр, однако он был выполнен с нарушениями: вместо того, чтобы сбросить скорость, теплоход ее набрал. Сам Ратько в этот момент разговаривал с членами экипажа. Позже выяснится – капитан вышел в рейс пьяным.
Фото: ИА ОмскЗдесь
Вообще эта трагедия стала испытанием не только для родственников погибших омичей и выживших пассажиров, но и для всей системы речного транспорта. Кстати, в момент крушения бывший в то время мэром Омска Вячеслав Двораковский находился в отпуске за границей. Но прерывать его из-за ЧП не стал, решив координировать работы по спасению через интернет, по Skype. Журналистам одного из крупных федеральных изданий удалось даже заснять отдых градоначальника, тем самым сделав Двораковского объектом для печальных шуток.
Фото: Скриншот YouTube
«Полесье» потопило не только карьеру капитана Ратько. Надзорные органы быстро начали проверку всего речного транспорта в регионе. Прокуратура позже найдет и других виновных за гибель людей на Иртыше. К катастрофе привели не только халатные действия капитана и судовладельца – «Омского речного порта», но и контролирующих органов, выдавших рабочую лицензию теплоходу «задним числом».
Под суд вместе с Ратько пошел экс-начальник пассажирских перевозок омского речного порта Андрей Шмитбергер. По версии следствия, именно он разрешил пьяному капитану выйти в рейс. ОАО «Омский речной порт» потеряло лицензию на перевозку пассажиров, но через несколько месяцев после трагедии порт через суд добился ее возвращения. Но поста все-таки лишился гендиректор порта – Василий Данилов.
По данным регионального ГУ МЧС России, с 1 мая - начала навигации для маломерных судов уже к ответственности привлекли 42 нарушителя. Самым часто встречающимся нарушением является отсутствие спасательных жилетов на суднах. Впрочем, с каждым годом в регионе инспектора Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Омской области находят все меньше нарушителей. В 2015 году их было 370, в 2016-м – 270, в 2017 году уже 244.