Спасённые 10 лет назад «разбирают за собой мост после переправы»
Обвинения Пекина со стороны некоторых американских деятелей начались еще с конца 2008 года
За последнее время ЕС, Канада, Мексика и ряд других стран одна за другой принимали контрмеры в конфликте с США, причиной которого послужило введение последними карательных тарифов на ввоз стали и алюминия. В этом споре между Вашингтоном и его западными партнёрами слышится голос, заявляющий, что корни нынешнего разобщения следует искать в Китае, потому что именно избыточные производственные мощности КНР провоцируют глобальное перенасыщение рынка. Есть ли доля истины в таком мнении?
Как отметил выступавший на днях в американском сенате министр торговли США Уилбур Росс, сальдо в стальной отрасли между Соединёнными штатами и Канадой в действительности является активным. Однако политика правительства заключается в том, чтобы заблокировать пути китайской стальпродукции на американский рынок через третьи страны, пользующиеся льготными тарифами. Поэтому, как подразумевает Росс, США были вынуждены изменить налоговую политику и в отношении Канады. Устанавливая тарифы для неё, стран ЕС и некоторых других государств в интересах «национальной безопасности», на самом деле в Вашингтоне метили именно в Китай.
Обвинения Пекина со стороны Уилбура Росса и некоторых других американских деятелей начались еще с конца 2008 года, когда Китай принял меры для стимулирования собственной экономики, вложив в нее 4 трлн юаней. Действительно, тогдашние действия китайского правительства имеют определенные связи с нынешним избытком производственных мощностей. Однако в Штатах нарочно не хотят упоминать, что именно это решение КНР спасло глобальную экономику, в том числе и экономики Запада. Их обвинения, очевидно, являются неблагодарным поступком, говоря китайским фразеологизмом, «демонтажом моста после пересечения реки».
Оглядываясь назад, становится ясно, что следы ведут к кризису субстандартных ипотечных кредитов в США в 2008 году, который продолжал набирать обороты, и, в конечном счете, вызвал глобальный финансовый кризис. Упали фондовые рынки многих стран, закрылись финансовые организации, появился дефицит ликвидности. Будучи одним из важных экономических субъектов глобализации, Китай в то время имел отрицательный рост, и некоторые предприятия были вынуждены прекратить свое производство. На этом фоне китайское правительство решило реализовать ряд мер для экономического стимулирования - так возник инвестиционный план с бюджетом в размере 4 трлн юаней, направленный на расширение внутреннего спроса. После того, как Китай взял на себя инициативу по восстановлению экономики, в 2009 году ее рост составил 9,2%, а в 2010 году – 10,3%. Предпринятые меры стимуляции помогли стране вернуться к быстрому экономическую росту.
Именно благодаря усилиям Китая возрождены международные товарные рынки меди, угля, железной руды, сырой нефти, древесины и др. Фактически они же избавили от экономического кризиса Канаду, Австралию и не только. В 2009 году Китай создал более 50% нового глобального роста ВВП. Экономики США и стран Европы начали восстанавливаться. Тогда международные СМИ высоко оценили вклад КНР и выразили благодарность стране.
Например, сингапурская газета «Ляньхэцзаобао» писала: «Спасти Китай – это означает спасти весь мир».
Тогдашний директор-распорядитель Международного валютного фонда Доминик Стросс-Кан отметил: «Это крупномасштабные меры. Они влияют на спрос в глобальной экономике, не говоря об экономике самого Китая. По-моему, это хорошая новость для корректировки дисбаланса». Корректировка дисбаланса, по мнению Стросс-Кана, состоит в том, что Китай осуществляет рост экономики, заменив экспорт расширением внутреннего спроса. Невзирая на прошлое, настоящее или будущее, рост внутреннего спроса Китая дает подпитку глобальной экономике.
Если люди знают, что произошло десять лет назад, то они смогут разумно рассматривать вопрос избыточной производственной мощности. Негативный в некоторой степени эффект после инвестиций в размере 4 трлн юаней был неизбежен. Однако в последние годы Китай прикладывал неустанные усилия для решения этого вопроса, и добился наглядных результатов.
Статистические данные показывают, что с начала 2016 года КНР сократила объемы производства стали более чем на 100 млн тонн. В период «тринадцатой пятилетки» (с 2016 по 2020 гг.) Китай сократит производство стали еще на 100-150 млн. тонн. В 2016 году Китай переквалифицировал 201 тыс. сталелитейщиков, что превосходит их общее количество в США и Японии, и что эквивалентно более 60% от общего числа сталелитейных рабочих Европы. КНР, таким образом, находится на первом месте в мире по разрешению проблемы избыточной производственной мощности стали.
Проблема избытка мощностей производства алюминия во многом надумана. Сейчас 80% алюминиевых предприятий прибыльны. И мы уверены, что никто не считает, что алюминиевая отрасль сталкивается с переизбытком продукции. КНР производит алюминий, главным образом, для внутреннего спроса – страна лишь вносит вклад в соответствующую промышленность планеты, разумеется, и не помышляя о нанесении удара по ней.
Однако, к сожалению, США и западные экономические субъекты относятся к усилиям и результатам Китая в решении вопроса об избытке производственных мощностей необъективно. Например, через 15 лет после вступления Китая в ВТО, а именно в конце 2016 года, страна должна была автоматически получить статус рыночной экономики. Однако США, ЕС, Япония и некоторые другие страны отказали КНР в
этом. Одна из главных причин – как раз так называемый избыток производственных мощностей. Выходит, что Китай спас мировую экономику с помощью 4 трлн юаней инвестиций, а теперь сам оказался под обвинением. Что это за мировое правосудие? Где справедливость?
Соединённые штаты под руководством Дональда Трампа, как отмечают западные исследователи, постепенно утратили свое глобальное «моральное лидерство» ввиду использования дипломатического принципа «приоритета США». В глобализации нашего времени развитие всех стран тесно связано друг с другом. А поступки Вашингтона, аналогичные «демонтажу моста после пересечения реки», неадекватны и бесстыдны. Весь мир в свое время получил пользу от 4 трлн инвестиций Китая, и сегодня все должны рационально и объективно рассматривать вопрос избытка производственных мощностей, защитить справедливость в международном сообществе.
Фото: flickr.com