«Все побежали, и я побежал»
Почему из красноярских колоний бегут заключенные?
В Красноярском крае в последний месяц гремят новости о побегах заключенных из местных режимных учреждений - за последние дни на свободу самовольно отправились пять человек. Впрочем, в региональном ГУФСИН настаивают, что число беглецов не выбивается из статистики, и на волю их тянут отнюдь не невыносимые условия содержания, но тоска по дому.
Вот краткая хроника последних побегов:
В конце июня из исправительной колонии-поселения № 16 в поселке Миндерла Сухобузимского района, что находится в полусотне километров от Красноярска, ушли трое мужчин в возрасте 23, 30 и 43 лет. Их пропажа обнаружилась 30 июня во время вечерней проверки. Сообщалось, что двое из них отбывали наказание в виде пяти лет лишения свободы за угон, а третий попал в колонию на четыре года за кражу (при этом в молодости он был судим и за убийство).
По факту побега было возбуждено уголовное дело. В итоге двух самых молодых беглецов поймали 11 июля. Первый обнаружился в Красноярске, второй успел добраться до Челябинска. Третий - видимо, более опытный - в розыске до сих пор.
4 июля в Минусинске из колонии-поселения № 33 сбежал 30-летний заключенный, который был приговорен к шести годам за грабеж (ч. 2 ст. 161 УК ФР) и разбой (ч. 2 ст. 162 УК РФ). С ним, впрочем, сотрудникам ГУФСИН повезло - уже через день после побега мужчина подошел возле одного из магазинов к сотруднику колонии и попросил сообщить о своем местонахождении. Прибывшая на место розыскная группа вернула его «домой».
Уже 13 июля из все той же колонии-поселения № 33 в Минусинске сбежал 51-летний заключенный, осужденный на 3,5 года по ч. 1 ст. 111 УК РФ («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью»). Он еще не пойман. Но награда была объявлена сразу - ГУФСИН готов заплатить 30 тысяч рублей за информацию о беглеце.
Тоска по дому
По мнению врио начальника ГУФСИН по Красноярскому краю Виталия Васильева, ничего экстраординарного в трех побегах заключенных за месяц нет. По его словам, всего в регионе 41 исправительное учреждение, в которых содержится более 21 тысячи человек, в том числе 14 колоний-поселений с контингентом в 3,5 тысячи заключенных.
«Осужденные колоний-поселений - это большей частью осужденные, переведенные из учреждений конвойных либо по 1/2 отбытия срока наказания, либо по 1/3 в зависимости от тяжести преступления», - сказал Васильев.
Такой перевод происходит строго по решению суда. Администрация учреждения готовит по осужденному пакет документов, передает их в суд, сам осужденный пишет заявление на перевод.
«Практически все эти осужденные - положительно характеризующиеся, вставшие на путь исправления, от которых нет больших проблем. Из числа всех выведенных в колонию-поселение осужденных 60% в дальнейшем освобождаются условно-досрочно. 40% освобождаются к концу срока, либо по иным причинам. И есть не более 3%, которые идут на возврат - начинают нарушать режим и условия содержания, и администрация возвращает их на прежний режим», - рассказал Васильев, не заметив, что в своих расчетах нечаянно перешагнул планку в 100%.
Он подчеркнул, что количество побегов в этом году не превышает показатели аналогичного периода прошлого года - тогда их было зафиксировано также три.
«У нас нет увеличения числа побегов или проблем», - заявил Васильев.
По его словам, осужденные лишь в очень редких случаях хотят покинуть исправительные учреждения - «как правило, по личным либо семейным обстоятельствам».
Отдельно Васильев остановился на причинах группового побега трех заключенных.
«Подробно рассказывать не буду, поскольку идет следствие. Но могу сказать однозначно, что это личные мотивы семейного характера. Один из задержанных достаточно молод и осужден впервые. Можно ли сказать, что соскучился по дому? Ну, примерно так. Второй просто пошел к родственникам. К сожалению, третий, который сейчас находится в розыске - здесь сработал, наверное, принцип «за компанию». Он сам житель Красноярского края, ему двигаться куда-то дальше по большому счету смысла нет», - сказал Васильев.
Он сделал акцент на том, что все - пока не задержанные беглецы - будут найдены.
«Я делаю акцент на слове «пока». В Красноярском крае не было ни одного случая, чтобы не были задержаны осужденные, ни одного. Я вас уверяю, что это будет сделано, и в ближайшее время», - сказал Васильев.
Сейчас поиском беглецов занимаются 340 сотрудников ГУФСИН, используется 36 автомобилей. Все затраты, которые понесет ГУФСИН на поиски, впоследствии будут взысканы с беглецов.
Предположения о том, что побеги могут быть связаны с условиями содержания, он отверг.
«Никаких вопросов и проблем по содержанию не может быть. Осужденные имеют право на ношение гражданской одежды, денег, они более свободны в передвижениях, по муниципальному округу они передвигаются без конвоя, но с определенным надзором. В колониях-поселениях практически все осужденные трудоустроены, 86% из них зарабатывают деньги, средняя зарплата у нас не ниже МРОТ. Наши осужденные трудоустроены на значимых объектах Красноярского края, занимаются уборкой улиц, строительством домов и сносом ветхого жилья», - рассказал Васильев.
Он добавил, что по каждому факту побега проводиться служебная проверка.
«По первому случаю она уже проведена. 18 сотрудников привлечены к строгой дисциплинарной ответственности. Это не просто неполное служебное взыскание, которое получили 12 человек - оставшиеся лишены месячной премии. И дальше это будет сильно влиять на иные премиальные выплаты в конце года», - сказал Васильев.
Алексей Спиридонов