Нацпроекты ждут финансовые трудности
В Сибирском институте управления – филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при президенте РФ в Новосибирске впервые прошли Гайдаровские чтения. Обсуждали судьбу нацпроектов и трудности их реализации
В Сибирском институте управления – филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при президенте РФ в Новосибирске впервые прошли Гайдаровские чтения. Принявшие в них участие чиновники различного уровня, эксперты и ученые обсудили перспективы реализации национальных проектов. Ни один из них, как сообщает корреспондент Sibnovosti.ru Валерий Лавский, не взял на себя смелость утверждать, что параметры, запланированные президентским указом на 2024 год, будут достигнуты повсеместно и в полном объеме.
Напомним, что девять национальных целей и 12 национальных проектов были перечислены в указе президента РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Они содержат вполне определенные ориентиры, включая статистические. Например, Россия должна войти в число пяти крупнейших экономик мира, бедность должна быть сокращена вдвое, объем жилищного строительства предстоит увеличить до 120 млн кв. м в год и т. д. Известно, что на реализацию национальных проектов будет выделено 25 трлн руб.
В соответствии с этими ориентирами регионы разработали собственные проекты в рамках национальных. Например, объем работ и предполагаемого финансирования по некоторым из них в Новосибирской области выглядит следующим образом:
Фото: материалы минэкономразвития Новосибирской области
Оценивая нацпроекты, заместитель министра экономразвития Новосибирской области Виталий Шовтак назвал их «реальным инструментом управления». По его данным, Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области, рассчитанная до 2030 года, требует софинансирования из федерального бюджета в размере 609 млрд руб.
«Если бы мы жили в обычной ситуации без национальных проектов, то ожидать такого объема финансовой помощи со стороны федерального бюджета мы бы не могли», - признал он.
«Если мы посмотрим на уровень софинансирования нацпроектов (со стороны федерального бюджета – Sibnovosti.ru), то он выше 95% в среднем по всем регионам. Это очень много. Такого не было никогда», - заключил старший научный сотрудник лаборатории бюджетной политики РАНХиГС Александр Дерюгин.
По оценке проректора РАНХиГС, руководителя научного направления «Реальный сектор» Института экономической политики им. Гайдара Георгия Идрисова, на реализацию нацпроектов предстоит тратить ежегодно 1,5-2% ВВП.
«Это примерно 10% расходов федерального бюджета. Это действительно макроэкономически значимо. Мы таким рычагом пытаемся изменить качество госуправления и модель экономического развития», - отметил он.
Впрочем, практически все участники обсуждения сошлись во мнении, что в деле реализации нацпроектов и федеральный центр, и регионы ждут серьезные трудности.
К числу рисков ведущий научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара, бывший заместитель главы минэкономразвития РФ Алексей Ведев отнес хроническое для России превышение темпов роста реальной заработной платы над производительностью труда (это означает низкую эффективность экономики, как таковой), возможность падения цен на энергоносители на мировом рынке и ослабления национальной валюты, а также последствия санации банковской системы России, которой занимается Центробанк. Последние данные о состоянии российской экономики вызывают у него сомнения в достижении целей нацпроектов.
Так, по расчетам господина Ведева, для того, чтобы стать пятой экономикой мира по паритету покупательной способности Россия должна с 2018 по 2024 годы демонстрировать средний темп роста 2,5% годовых. Между тем, пока рост далек от этого значения.
«В 2018 году даже по оценкам Росстата, которые вызывают большие сомнения, рост был зафиксирован в 2,3%, это все равно ниже целевого… Текущий год, кстати, минэкономразвития признает и назвал даже как адаптационный год. Это год, когда экономика должна адаптироваться к изменившимся условиям, существенному падению темпов роста. Я напомню, официальный прогноз базовый – это рост на 1,3%, а консервативный – это 1%», - отметил Алексей Ведев.
Старт национальных проектов бюджеты регионов встретили в самое благоприятное для них время. В прошлом году впервые с 2007 года у консолидированных бюджетов регионов образовался профицит. Темп роста консолидированных бюджетов регионов в 2018 году составил 15,2%. По итогам двух месяцев 2019 года – 14,3% (к январю-февралю 2018-го). Для Новосибирской области результат зимних месяцев этого года оказался еще выше – плюс 22,6%.
Но, по прогнозу Александра Дерюгина, в 2019 году все уже не будет «в шоколаде»: стремительного роста цен на нефть по прошлогоднему образцу уже не ожидается, рост НДФЛ замедлился, а рост трансфертов из федерального бюджета в региональные на 2019 год даже с учетом нацпроектов запланирован значительно меньший, чем на 2018-й.
«Я думаю, что если сейчас на всех площадках обсуждается то, как выполнять указы президента новые, реализовывать нацпроекты, то к концу года мы будем обсуждать, где взять деньги», - предположил он.
Не удивительно, что участники Гайдаровских чтений очень осторожно отвечали на вопрос об исполнимости нацпроектов.
«Сейчас посчитать ничего нельзя. Вообще. И главное, что проектов самих еще нет. Я имею ввиду, проектов физически реализуемых… Мы ведь знаем, что когда происходит большая федеральная стройка, то стоимость этих строек часто увеличивается в разы… А сейчас даже проектов этих строек нет, а деньги уже разделили...», - заметил Александр Дерюгин.
А Виталий Шовтак, сделал такой вывод: «Та часть показателей и целей, которая лежит непосредственно в сфере деятельности органов государственной власти, она будет, безусловно, достигнута. Та часть целей, которая лежит… в рыночной части, где государство имеет меньше рычагов, она, скорее всего, не будет достигнута».
Фото: Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС при президенте РФ