Оптимистическая Стратегия
Правительство Новосибирской области утвердило в окончательном варианте «Стратегию социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года». В регионе попытаются реализовать сценарий, предусматривающий удвоение экономики
Правительство Новосибирской области утвердило в окончательном варианте «Стратегию социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года». Об основных положениях документа сообщает корреспондент Sibnovosti.ru Валерий Лавский.
Доработанный с учетом замечаний различных федеральных структур вариант Стратегии заместитель председателя правительства региона – министр экономического развития Ольга Молчанова представила на заседании областного правительства 18 марта. Вопросов он не вызвал.
«Это последний процедурный шаг по утверждению Стратегии… Мы единогласно утверждаем Стратегию и приступаем к ее реализации», - заявил губернатор Новосибирской области Андрей Травников, подводя итог работы над документом.
Фото: сайт правительства Новосибирской области
На следующий день он подписал соответствующее постановление правительства. В нем содержится указание до 1 сентября 2019 года разработать план мероприятий по реализации Стратегии.
В документе утверждается, что экономика региона и уровень благосостояния населения будут расти. Вопрос в том, в каком объеме и с какой скоростью. Авторы Стратегии считают возможными три сценария развития: консервативный («Поступательный рост»), целевой («Ориентация на внешние рынки») и, наконец, инновационный («Сибирский центр роста»).
«В целях всесторонней реализации Миссии Новосибирской области, обеспечения значительного повышения уровня и качества жизни населения Новосибирской области в качестве основного варианта предложен к реализации инновационный сценарий «Сибирский центр роста». Данный сценарий позволит реализовать амбициозные задачи, поставленные в Указе Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», - говорится в документе.
«Самое важно, что мы могли синхронизировать и показатели, и направления и, самое главное,… то, что национальные проекты будут являться тем важным инструментом для реализации нашей Стратегии, и это было обеспечено как раз на этапе разработки Стратегии», - подчеркнул заместитель главы минэкономразвития Виталий Шовтак, выступая на Гайдаровских чтениях в конце прошлой недели.
Основные ориентиры инновационного сценария выглядят очень оптимистично. Экономика региона к 2030 году должна вырасти вдвое по сравнению с результатом 2018 года. Между тем, валовой региональный продукт (ВРП) по итогам прошлого года составляет около 1,2 трлн руб. (для сравнения, консервативный сценарий предполагает рост в 1,5 раза). Увеличение производительности труда ожидается в 1,9 раза, рост доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВРП – в 1,6 раза. Не менее привлекательно выглядят и ориентиры в социальной сфере. Например, рост реальных денежных доходов населения прогнозируется в 2,3 раза, а средняя продолжительность жизни новосибирцев – с 73,2 до 80 лет.
Фото: материалы минэкономразвития Новосибирской области
Впрочем, авторы Стратегии оговариваются, что рост не будет прямолинейным и равномерным. Экономике оставили время для разгона. Период 2019-2021 годов назван периодом стабилизации, 2022-2024 годов – оживления, и только с 2025 года ожидается настоящий прорыв.
«С учетом ограниченных бюджетных возможностей, консервативной политики частных инвесторов в текущем периоде и среднесрочной перспективе наиболее вероятной на первом этапе реализации стратегии является реализация консервативного сценария развития. По мере привлечения средств федерального бюджета в рамках реализации национальных и региональных проектов, реализации ряда прорывных проектов цифровой трансформации, запуска проекта «Академгородок 2.0», активизации инвестиционных проектов со второй половины первого этапа будет осуществляться переход к реализации инновационного сценария развития», - говорится в Стратегии.
Ее реализация потребует масштабных финансовых затрат. В общей сложности, они оценены в 2,7 трлн руб. При этом авторы документа признают «очевидную невозможность финансирования… исключительно за счет консолидированного бюджета Новосибирской области, без привлечения ресурсов федерального бюджета и частных инвестиций». Областной же бюджет должен вложить за 12 лет 1,02 трлн руб. То есть, в среднем, 85 млрд руб. в год. Для сравнения, расходы областного бюджета на 2019 год запланированы в размере 160,3 млрд руб. От федерального бюджета ожидается поддержка в объеме 610,5 млрд руб.
Фото: материалы минэкономразвития Новосибирской области
Вместе с тем, возможность сценария «Сибирский центр роста», как указывается в самой же Стратегии, зависит не только от усилий региональных властей. Она предполагает прогнозное улучшение шести факторов, из которых, как минимум, половина находится вне компетенции руководства Новосибирской области. Речь идет об ожидаемом отмене санкций со стороны Запада, росте межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, финансировании крупных инвестпроектов с участием федерального бюджета, снижении барьеров для доступа местных компаний на азиатские рынки.
Но нет никаких гарантий того, что эти явления будут иметь место.
В связи с этим показательна судьба предыдущей новосибирской Стратегии. Она была принята в 2007 году и рассчитана до 2025 года. Отставание в деле ее реализации оказалось очень заметным. Например, согласно документу, темп роста ВРП на душу населения в сопоставимых ценах к 2017 году должен был составить 253%, но остановился на 125%. Статус главного инновационного центра на востоке России Новосибирск уступил Томску, а по посещениям музеев и театров регион проиграл Томской области и Красноярскому краю.
«…Можно выделить следующие две основные причины недостижения целей Стратегии-2025: существенные внешние негативные условия (геополитическая напряженность и экономические кризисы); завышенные ожидания при разработке Стратегии-2025, основанные на ретроспективном анализе позитивной ситуации в экономике в 2000-2005 годов», - делается вывод в справке Новосибирского государственного университета экономики и управления, подготовленной при выработке Стратегии-2030.
Впрочем, недостатки предыдущей Стратегии лучшего всего известны создателям нынешней. Остается лишь подождать, чтобы оценить проделанную работу над ошибками и новое качество прогнозирования.
Фото: pixabay.com