Новое образование для новых людей
Партия «Новые люди» предложила реформу образования в стране
3 сентября в Красноярске лидер объединенного движения родителей и учителей России «Школа – наше дело» и один из основателей партии «Новые люди», российский эксперт в области образования Артём Соловейчик рассказал о том, каким должно быть образование в стране.
Главное, что собирается изменить партия – вернуть свободу в школы: учителям – возможность работать без оглядки на всевозможные комитеты, детям – свободу от погони за рейтингами. Корреспондент Sibnovosti узнал у Артёма Симоновича об основных пунктах программы.
– Один из тезисов – это гарантированная средняя зарплата. Не превратится ли образование в одну из тех областей, куда идут именно за деньгами?
Я вчера приехал из Томска, где из местного педагогического университета в школу в прошлом году отправились работать всего три процента выпускников. В образовании произошла страшная вещь. Мы боролись за то, чтобы учителя получали хорошие зарплаты. Когда появились майские указы, где это было прописано, казалось, что всё налаживается. Но, говоря про повышение зарплат, забыли добавить приписку: «за одну ставку».
Одна ставка - это 36 часов в неделю. Чтобы не выгорать, учитель должен работать у доски не больше 18 часов. Это и классное руководство, и домашние работы, и подготовка материала. Но ситуация такова, что для получения тех самых 30 тысяч нужно работать по полторы-две ставки в неделю. Это 25-36 часов у доски.
В итоге на одну ставку по стране работают всего 5% педагогов. На полторы ставки - 65%, на две - 30%. Это чудовищно. Никаких /media/external.webpх методик и преподавание «по учебникам». В таком режиме у педагогов нет времени на себя, на отдых. А значит – нет времени на детей. Всё сводится к обеспечению отчётности.
Мы выступаем за среднюю зарплату в 75 тысяч за одну ставку и полный запрет сверхнагрузок. Новые люди за то, чтобы сделать школу привлекательной для молодых учителей.
Да, есть опасение, что, получив такие деньги, некоторые могут пойти «в разнос». Это неизбежно, но через это необходимо пройти. Только так можно выработать инструменты оценки и чего-то требовать. А сейчас никто ничего требовать от учителей не в силах. Они устали и загружены. Не может быть образования в стране, где учителя как рабы на галерах. Мы должны дать им свободу и воздух.
— Вы говорили, что необходимо обеспечить учителям свободу преподавания и упразднить Рособрнадзор. Но как тогда оценивать уровень образования детей, особенно, если педагог работает по своей методике?
Мы все боимся дать своим детям свободу, считая, что никто не будет учиться. С учителями так же. Но они нам не враги, многие хотят и любят учить детей. Я приводил пример со своей поездкой за границу в 80-х, когда многие считали, что если выдавать разрешение на выезд, то в стране никого не останется, все уедут. Но в 90-х и позже - да, кто-то уехал, но многие остались просто потому, что им здесь комфортнее.
Так же и со школой. Если мы дадим свободу, неизменно появятся те, кто ей злоупотребит и не будет преподавать. Таких отсеют сами дети и родители.
(Примечание корреспондента: Когда я учился в четвёртом классе, один из учителей изменил профиль с учителя математики на преподавателя литературы из-за жалоб учеников. Он не был плохим учителем, но выдавать много сложных заданий считал издевательством над детьми. Литература стала его призванием, и все это оценили)
Если учитель начнёт преподавать самостоятельно, то и ребёнка он будет видеть, и сможет выучить самостоятельную личность. Школа сегодня этим не занимается. Ученики, не задающие вопросы и выполняющие все задания ровно так, как написано в методичках, считаются хорошими. Задающие вопросы, пытающиеся понять и найти своё решение – плохими, неудобными.
Когда я служил на флоте, видел ровно то же самое. Всех, кто задавал вопросы и мог подвергнуть приказ сомнению, отправляли на гауптвахту. Но самые большие специалисты, особенно по двигателям, были самыми нерадивыми по дисциплине. «Я не буду этого делать, пока вы мне не принесёте такие-то клапаны. Без них вся система откажет. Не сразу, но откажет». Так они говорили.
Свобода преподавания –один из столпов, на котором стоит то самое образование, которое воспитывает гениев и действительно самостоятельных и ответственных людей.
— Выборность директоров школ. Звучит интересно, и в крупных городах это возможно реализовать. Но как быть с маленькими городами? Где закостенелость, о которой вы говорите, уже вошла в традиции, а /media/external.webpе люди в коллективе – редкость?
Три года назад из одной Московской школы уволили директора по 188 статье, без объяснения причин. Тогда все родители и ученики сказали, что хотят устроить выборы нового директора. Им никто не запретил.
Всё это проходило два месяца. В это время школа себя перезапустила, самоосознала и поняла, чего хотят родители и учителя. Да, пришёл /media/external.webpй директор, не дали поставить выбранного. Но он уже не мог разрушить школу, ведь школа сама по себе стала силой.
Всё, что близко к людям, должно быть выборным. Все кандидаты должны уметь объяснить, что и зачем они будут делать. И когда приходят разнарядки вроде «списков демонстрантов», они должны думать прежде всего о людях.
— Вы говорили про среднее образование, но что вы планируете делать с высшим?
На бумаге у университетов есть невероятные академические свободы. Они имеют право выбирать ректоров, организовывать свой учебный процесс, но на деле – у них нет ничего. Да и о какой свободе идёт речь, когда в технических вузах вводят «закон божий», ведь сейчас так принято, а уровень педагогов оценивается по тому, сколько он написал научных статей?
Возьмём пример инспектора. Раньше он ходил на уроки, пары и думал, как оценивать обучение? По каким критериям? А потом ввели ЕГЭ, и его жизнь стала гораздо веселее. Ему не нужно больше думать, ведь итоговый срез покажет, кто лучший, а кто худший. А поняли что-то дети из материала – это не важно.
Так же и с университетами. Все их деятельность уходит от научной и образовательной в формальную, в погоню за рейтингами. Партия «Новые люди» предлагает в корне пересмотреть подход к образованию, чтобы решить застарелые проблемы и вырастить вольное, свободомыслящее поколение.
Фото: партия «Новые люди»