Азбука детской безопасности от Sibnovosti.ru: Несколько главных правил безопасности в интернете для школьников
Современные дети и подростки не мыслят жизни без любимого смартфона или иного гаджета. К сожалению, практически все дети сталкиваются в сети с вредоносным контентом. Некоторые сайты содержат призывы к насилию, жестокости и даже суициду в подростковой среде. Запретить пользоваться интернетом невозможно, поэтому родителям необходимо больше разговаривать с детьми и внимательно наблюдать за любым изменением привычного поведения, чтобы вовремя выявить интернет-зависимость.
По мнению психологов, наличие в семье человека с интернет-зависимостью часто является сигналом о том, что есть некоторый сбой в семейном взаимодействии в целом. Семья - это система, и когда хотя бы один винтик из этой системы начинает крутиться по-другому, это ведет к изменению всех отношений внутри семьи.
Так, например, у подростка могут быть трудности в семье, в общении со сверстниками, одиночество, тоска, депрессия, ощущение неудовлетворенностью жизнью и т. д. И тогда он начинает искать спасения в Сети.
Суровая статистика гласит, что около 80% процентов детей ежедневно просматривают в Сети неподходящий контент
Родители могут ограничить доступ к вредоносному контенту. Но при этом необходимо предложить альтернативу - информационные ресурсы, с помощью которых ребенок сможет развиваться, общаться и получать новые знания. При этом родителям необходимо быть чуткими и следить за психологическим состоянием подростка. Если возникла такая необходимость, нужно обратиться к профессиональным психологам.
Сегодня мы публикуем несколько главных правил безопасности в интернете для школьников
Советоваться с родителями
Если ребенок хочет зарегистрироваться на каком-либо сайте, создать профиль в социальной сети и выложить свои фотографии, лучше перед этим посоветоваться с родителями. Взрослый человек сможет лучше проанализировать ситуацию и понять, опасен ли сайт, а также помочь выбрать снимки, которые можно выложить на всеобщее обозрение.
Беречь личные данные
Даже если ребенок думает, что хорошо знает человека, с которым общается онлайн, не нужно рассказывать подробности о себе и о родителях. Номер телефона, адрес, номер школы и класса, место работы родителей и их график, время, когда в квартире нет взрослых, а также данные из документов, номера банковских карт – такую информацию ни в коем случае нельзя передавать другим людям.
Не делиться информацией о знакомых
Правило, приведенное выше, распространяется и на других людей. Не нужно рассказывать про друзей и одноклассников, сообщать, где они живут и учатся, какие кружки посещают. Нельзя показывать их фотографии – ни выкладывать их в своих профилях в социальных сетях, ни тем более в частной переписке. Если хочется выложить групповое фото с праздника или тренировки, сначала стоит обсудить это с теми, кто изображен на снимке. И лучше, если они сообщат родителям, что такое фото публикуется в интернете.
Фильтровать информацию
Мошенники активно используют интернет в своих интересах. Они могут обманывать людей и манипулировать ими, давя на жалость или страх. Поэтому не стоит слепо доверять всему, что пишут в онлайне.
- не открывать подозрительные письма;
- игнорировать сообщения, полученные от незнакомцев;
- не переходить по ссылкам, обещающим много интересного бесплатно.
Если кто-то в письме или сообщении в чате просит помощи, лучше уточнить, что произошло и произошло ли это на самом деле – обычно родителям, родственникам, друзьям можно перезвонить.
Проверять данные
Даже взрослые люди попадаются на удочку мошенников и принимают неверные решения – не все можно выяснить за несколько минут и пару кликов мышкой. Но, например, обилие рекламы на странице и «кричащие заголовки», которые предлагают много, бесплатно и прямо сейчас – это четкий признак того, что доверять информации с сайта не следует.
Не общаться с чужими людьми
Это правило очень сложно соблюдать в интернете. Но одно дело – говорить с тем, кто уже месяц или полгода играет в ту же онлайн-игру, и совсем другое – отвечать на первое же письмо того, кто назойливо стучится в личные сообщения. Любая назойливость, частые обращения, просьбы что-то написать и тем более прислать фото – это весомый повод для того, чтобы сразу же прекратить общение и заблокировать человека.
Придумывать сложные пароли
Простой пароль не только легко запомнить, но и очень просто взломать. Поэтому при его составлении лучше: - придумывать сложные комбинации, состоящие из заглавных и строчных букв, цифр и символов; - использовать разные пароли для разных сайтов – иначе тот, кто взломает один профиль, легко получит доступ ко всем прочим.
Обращать внимание на сайты
Один из приемов, который часто используют мошенники – фишинг. Они создают поддельный сайт, который очень похож на тот, которым все часто пользуются. Он может имитировать почтовый сервис, социальную сеть или игру. Но введя туда свои конфиденциальные данные, можно стать жертвой интернет-мошенников. Поэтому важно быть внимательным и обращать внимание на детали, в частности, на адрес сайта: он может отличаться от правильного всего на одну-две буквы, например, для «ВКонтакте» – vc.com или vk-com.com вместо правильного vk.com.
Уметь отличать поддельные аккаунты
Рассказывать о себе в интернете можно что угодно, ведь проверить эту информацию сложно. Поэтому сразу бывает трудно распознать того, кто создал фальшивую личность и пользуется ей для общения. Но есть несколько формальных признаков подделки, вызывающих сомнения:
малое количество друзей или полное их отсутствие у того, кто хочет пообщаться;
стремление часто соглашаться, постоянно писать что-то вроде «да, и я тоже», «и у меня такое было», «мы так с тобой похожи»;
назойливость, нежелание прерывать разговор даже после того, как собеседника прямо об этом попросили;
солидная разница в возрасте – странно, если взрослый человек набивается в друзья ребенку.
Помнить о вежливости
В любой ситуации, даже если кажется, что это обман, не стоит грубить и тем более использовать нецензурную лексику. Важно писать грамотно и держать эмоции под контролем. Лучше обойтись без «капслока» – предложения, набранные крупным шрифтом, по правилам сетевого этикета считаются громким криком. Если разговор не нравится, можно просто закрыть ноутбук или выключи смартфон. Не стоит отвечать на оскорбления оскорблениями, лучше молча заблокировать обидчика.