По страницам истории родного города Красноярска
Основали город в 1628 году
Много ли мы знаем об истории города и улиц, по которым проходим почти каждый день? Улицы города Красноярска – живые свидетели событий, происходивших здесь за годы его существования.
Конечно, мы не сможем написать в одной статье всю историю города, но обязательно познакомим вас с самыми, наверно, интересными необычными и увлекательными сюжетами и легендами. Возможно, вы узнаете, то, что никогда ранее не знали, по крайне мере, мы в этом уверены.
Символ города на Караульной горе. Самое начало
Часовня Параскевы Пятницы — главный символ Красноярска на горе Караульной. Называется так гора, потому что когда-то там был караул, который наблюдал за подходами к красноярскому острогу. Это место было выбрано не случайно, а потому что там открывается ¾ панорамы современного города Красноярска, не видно лишь Советский район, мкр. Взлётка. Также были видны и подходы к городу. Стоять в карауле было морально тяжело, ведь первые 70 лет жизни, с 1628 года, то есть практически весь 17 век Красноярск находился в состоянии постоянной обороны, войны. Здесь жили местные племена — енисейские киргизы и сибирские татары, которые периодически совершали набеги на острог. Мы здесь, русские, были чужими.
1628 год — год основания Красноярска, а 1613 — год, когда закончилась смута и на престоле закрепилась династия Романовых в лице Михаила Фёдоровича. Так вот, Михаилу Фёдоровичу нужны были ресурсы для того, чтобы закрепиться на престоле. Чтобы найти эти ресурсы, идут в Сибирь. Вы спросите почему? Всё просто. В Сибири находится так называемое сибирское золото — пушнина. Сибирский соболь сильно ценился, его отправляли даже по торговым путям в Европу во дворцы королевы Англии. Добывался соболь силами местных племён и задача казаков, которые осваивали сибирские земли была объясачивание населения. Тогда местные платили ясак — шкурки соболя. Чтобы простимулировать людей сдавать ясак на красноярском остроге располагалась первая тюрьма, в которой содержали пленников из местных племён. Казаки приходили в племена и забирали людей (юношей и девушек), так как это самое ценное — будущее. Их не избивали, не морили голодом по одной простой причине — их нужно было ещё вернуть обратно за выкуп.
Местные племена тоже оборонялись. Задача наших караульных — при виде войск зажечь сигнальный огонь, три раза выстрелить в воздух из ружья и попытаться убежать в острог. Несмотря на наше техническое превосходство, енисейские киргизы здорово умели стрелять из лука. Зачастую стрелы достигали казаков, и они погибали, поэтому стоять в карауле было психологически тяжело. А когда человеку психологически непросто, он больше обращается к вере. Поэтому-то сначала на Караульной горе был установлен Поклонный крест, чтобы молиться. Позже, в начале 19 века, появилась часовня, а в середине 19 века, в 1855 году, современная Часовня Параскевы Пятницы. Платит за это удовольствие наш красноярский меценат, золотопромышленник Пётр Иванович Кузнецов.
Золотопромышленник Красноярского края в истории города
Если говорить о Кузнецовых, то это очень важная семья для истории Красноярска. Ранее мы уже писали о нём и его семье.
Фото из личного архива М.Е. Серебренниковой
Кузнецовы сделали очень многое. Например, именно за деньги Петра Ивановича Василий Иванович Суриков отправился на обучение в Санкт-Петербург. Как сам художник вспоминал, он ехал верхом на осетре. Купец отправлял обозы рыбы и сверху на неё посадил Сурикова. В Москве Василий Иванович пересел на железную дорогу и добрался до Петербурга, где тоже содержался за счёт Петра Ивановича.
Также Кузнецов был старостой Воскресенского собора, который располагался на площади Мира (сейчас на этом месте Большой концертный зал). Собор был самым старейшим каменным зданием Красноярска, которое было разрушено в советское время.
Зарабатывал купец очень хорошие деньги. Его имущество в конце жизни описали в 1 млрд имперских рублей. Это была сумасшедшая сумма!
Есть такая вещь, которую невозможно купить, остановить, повернуть вспять. Это время. Оно единственное неумолимо, и никто из нас не в силах повлиять на его ход. Кузнецов умер в Москве, когда отправился на лечение во Францию на воды. Его жена, Александра Фёдоровна, приняла решение хоронить его в Красноярске. Было два варианта пути: короткий и длинный, но по короткому пути нельзя было проехать, потому что там зверствовала чума. Так вот Кузнецова отправили по короткому пути, а Александра Фёдоровна поехала по длинному. Соответственно ей пришлось задержаться на два месяца. Всё это время Пётр Иванович «ждал» Александру Фёдоровну в Воскресенском соборе. Каждый день к нему ходили люди. Представляете, насколько сильно его уважал народ! Это был значимый человек не только для истории нашего города, но и для жителей.
Нескучная история Покровки
Когда-то это был отдельный населённый пункт. Давайте окунёмся в историю и узнаем откуда же взялась деревня Покровка.
До работы Транссиба основой экономики и логистики был Московский тракт. Каждые 60 вёрст на дороге располагались почтовые станции, где останавливались ямщики, которые являлись основой тракта. Ямщик это что-то вроде нашего современно дальнобойщика, он перевозил практически всё. С приходом транссибирской железнодорожной магистрали купцы начинают отказываться от услуг ямщиков в пользу более дешёвой железной дороги.
Стоит отметить, что железная дорога приходит в Красноярск в 1895 году. В 1899 в Красноярске построят железнодорожный мост, который получит золотую медаль на Всемирной выставке в Париже, кстати, сказать, ту же медаль, которую получала Эйфелева башня.
Так вот, после отказа услуг ямщиков, люди стали массово терять рабочие места и им нужно было где-то осесть. Красноярск был довольно перспективным местом. В Покровке тогда был пустырь и решили основать новый населённый пункт именно там. На правом берегу тоже хватало мест, но, тем не менее, на правобережье нужно было переплывать на лодках, что было неудобно. А здесь с Караульной горы необходимо лишь спуститься, и ты уже в Красноярске. О Покровке тогда звучала хорошая слава, потому что ямщики были очень культурными людьми.
Важной частью развития Покровки является 1991 год. На тот момент в не очень благоприятном районе, на месте можно сказать свалки, открылся буддистский центр алмазного пути. Говорят, что с появлением буддистского центра энергетика Покровки стала лучше, чище.
В красноярских подземных туннелях видят женщину в белом
Рядом с бывшим храмом Преображения Господня, сегодня это органный зал и Римско-католический костёл, располагается дом священника. Существует легенда, что эти два здания связаны туннелями и там периодически видят женщину в белом.
Также говорят, что под Красноярском настоящая сеть подземных туннелей: от дома священника до храма туннель идёт в сторону Архиерейского дома. От Архиерейского дома к кафедральной Богородице-Рождественской собору (здание правительства). Далее туннель идёт в Всехсвятскую церковь, которой сейчас не существует (там располагается ТЦ Квант). Отметим, что это церковь, где крестили В.И. Сурикова. От Всехсвятской туннель идёт к Покровскому собору. На сегодняшний день это самое старое из сохранившихся зданий Красноярска. Датируется постройка 1795 годом. Далее туннели идут к Благовещенскому женскому монастырю, оттуда к Воскресенскому собору.
Во время Гражданской войны эта сеть туннелей пригодилась, поскольку по ней вынесли из Благовещенского женского монастыря икону Святого Александра Невского. Таким образом она была спасена. Говорят, для того, чтобы что-то спрятать, нужно положить это на видное место. Так вот, икону отвезли в музей, где описали и положили на склады. Там она хранилась всё советское время. Со временем её вернули обратно в женский монастырь.
История аэропорта «Красноярск-Северный» и почему решили строить новый аэропорт
Располагался аэропорта «Красноярск-Северный» на нынешней ул. Взлётная. Улица была можно сказать взлётно-посадочной полосой. Аэродром здесь появился ещё до войны, но огромная часть развития авиации связана с работой военно-воздушной трассы Аляска-Сибирь, которая работала во время Великой Отечественной войны. К нам из Америки по программе ленд-лиза поставляли самолёты XP-39 «Airacobra» — истребители, на которых, кстати, летал Александр Покрышкин. И А-28 — бомбардировщик. Самолёты «Airacobra» разбирали, погружали на платформу и увозили на паровозе. А самолёты-бомбардировщики улетали дальше своим ходом. И всё это происходило здесь в Красноярске.
После войны продолжатся гражданские рейсы и здесь появится здание аэровокзала. По одной из красноярских легенд, строили здание пленные японцы. Поговаривают, что до сих пор под бывшими взлётно-посадочными полосами есть могилы этих пленных.
В 70-х годах в нашей стране появляется ТУ-154 — среднемагистральный самолёт, один из лучших, красивых за всю историю авиации. Взлётно-посадочную полосу довели до максимально возможной длины — 2 350 метров, тогда как максимально необходимая длина для того, чтобы можно было эксплуатировать самолёты такого класса — 2 500 метров.
По этой причине Ту-154, даже имея заметную недогрузку, после разбега обычно отрывался от бетона буквально в нескольких десятках метров от нынешней ул. Шахтеров.
Однажды случилось происшествие, когда при июльской жаре двигатели самолёта не успевали набрать необходимую для взлёта мощность. По этой причине после отрыва Ту-154 пронёсся совсем низко над крышей проезжавшего по дороге микроавтобуса «РАФ». Струи газа из двигателей самолёта, работавших в максимальном режиме, попали в открытые окна автомобиля и его опрокинуло. Водитель микроавтобуса чудом остался жив.
Тогда стало ясно, что Красноярск слишком стремительно подобрался к аэропорту. На правом берегу развиваться город перестал, потому что место уже закончилось и город начал развиваться в сторону современного Советского района. Павел Стефанович Федирко, первый секретарь Красноярского крайкома КПСС принял решение о том, чтобы строить на деньги края новый аэропорт в Емельяново. Какое-то время эти два аэропорта будут работать вместе. Потом в Красноярске его закроют и на месте будет появляться новый жилой массив, который мы сегодня знаем, как микрорайон Взлётка.
Город промышленный. Город трудовой доблести.
После начала Великой Отечественной войны в Красноярск было эвакуировано 27 предприятий. В основном промышленность была сосредоточена здесь. Например, нельзя не вспомнить завод «Сибтяжмаш», который во время войны перевезли к нам из Брянской области. Тогда на заводе начали выпускать паровозы серии Серго Орджоникидзе, на котором И.В. Сталин отправлялся на тегеранскую конференцию. За время войны на «Сибтяжмаш» удалось наладить выпуск паровозов в количестве 300 штук в год. Красноярск не просто так называется городом трудовой доблести. Здесь ковалась потенциальная экономика для победы в войне.
После Великой Отечественной паровозы продолжили выпускать, но после рубежа 50-х годов на заводе начинают производить большие промышленные краны. В развал советского союза «Сибтяжмаш» становится АО, начались некоторые экономические проблемы. В 00-х годах завод начал терпеть убытки и в итоге был ликвидирован.
Фото: © vk.com/museumkkkm