Юлия Ладыгина: «Сейчас время маленьких шагов»
Красноярский психолог о том, как сохранить свою нервную систему в наши дни
Истина «Все болезни от нервов, и лишь некоторые от удовольствия» стала особенно актуальна в наше время. Санкции, мобилизация, все это бьет рикошетом не только по экономике страны, но и по психике ее граждан. Люди читают и смотрят тревожные новости, эксперты спорят о негативных сценариях на будущее. И на этом совсем не радужном фоне приходится жить своей жизнью, растить детей, ходить на работу...
Как сохранить здоровье и психику в рабочем состоянии, читателям Sibnovosti.ru расскажет гость авторской рубрики блогера и журналиста Юлии Сорокиной «Личность» известный красноярский психолог, бизнес-тренер и игропрактик Юлия Ладыгина.
- Первый и очень актуальный вопрос для многих: как жить в условиях полной неопределенности, когда ничего невозможно планировать?
Это все же не полная неопределённость. На данный момент большинство из нас, в нашей стране, продолжают вести привычный образ жизни. Сейчас самое время разделить то, на что мы можем повлиять, и то, на что повлиять невозможно. Мы выбираем себе работу, где и c кем будем проводить выходные. И даже отпуск можно планировать. Возможно, он будет не там, где хотелось раньше, но отложить или копить деньги на отпуск можно и даже нужно. Конечно, горизонт нашего планирования сократился: мы не планируем, что будем делать потом, когда-то. Но каждый из нас должен понимать, что несмотря на все, что происходит в мире, есть конкретные вещи, которые зависят исключительно от нас или от нас не зависят. Вот этим и нужно сейчас жить. Мы это репетировали в 2020 году, тогда у нас всех уже была неопределенность. Есть хорошая фраза «Делай, что должен и будь, что будет».
- Какие выводы лично вы сделали из 2020 года?
Я сделала вывод, что все, что мне нужно, у меня есть: интересная работа, семья, друзья… Если раньше я работе уделяла очень много времени, то сейчас у меня четкое разделение: рабочее время и личное, и здесь никаких компромиссов. Ценность проведенного времени с близкими намного выше всего остального. Как я вижу, часто люди наделяют материальное сильно большой значимостью, и я тоже была в их числе. Нам столько и не надо, сколько мы хотим. Вот такая переоценка произошла в моем случае.
- Да, но в 2020 году речь не велась едва ли о мировом конфликте…Что делать, если придет апокалипсис?
Остается обнять своих близких и сказать им, что вам с ними было здорово.
Зачем поднимать панику, если ничего еще не случилось? Ну вот, что ты можешь сделать? Построить свой бункер – построй. Удалиться подальше – удались. В период, когда много тревоги, важно что-то делать. Тут только один совет, его я сказала выше.
- Откуда берется наша сегодняшняя тревожность? Где ее истоки?
Тревожность – это страх в управляемой стадии. Тревожность есть реальная, которая полностью оправдана. Например, ты тревожишься, что у тебя не сдан рабочий отчет. Это нормально, ты это понимаешь, и начинаешь быстро что-то делать. Тревога растет, и увеличивается скорость работы.
А есть тревога, которую мы себе надумали. То есть, мы нарисовали в своей голове устрашающую картинку, ее и боимся, сами себя накручиваем. В итоге, тревожимся не от того, что происходит в мире, а от того, что мы об этом думаем, как мы это оцениваем.
- А откуда такое свойство, что мы сами себя накручиваем?
Это биология. Реакция необходимая нам для выживания. Раньше наш предок услышит шум в кустах – и прыг на дерево! Таким образом он спасал себе жизнь, ведь те, кто пошли смотреть, что же там в кустах, чаще всего погибали. Мы на глубинном уровне чувствуем, знаем, что для того, чтобы выжить, нужно что-то делать. Негативный опыт мы запоминаем лучше, позитивный вообще часто не запоминаем, потому что, как я уже говорила, негативный опыт помог нам выжить, вот мы и продолжаем жить по принципу: обжег палец, больше горячее трогать не буду…А так как в информационном поле полно сигналов об опасности, люди на них невольно реагируют.
- «Часы судного дня никогда не стояли так близко как сейчас» говорит Петрановская. Как в этом сохраниться?
У Булгакова тоже есть хорошая фраза: «Человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен» Так вот, мы всегда уязвимы, слабы и хрупки. Просто в такие моменты, как сейчас, мы это начинаем чувствовать особенно остро.
Как сохраниться? Признавать, что ты хрупкий, а в какой-то момент можешь быть беззащитным и слабым. Знать свои слабые места и как именно можно о себе позаботиться.
Сейчас как раз то время, когда не надо далеко планировать, не надо плакать и впадать в состояние жертвы. Просто задай себе вопрос: что я могу сделать для себя? А потом бери и делай. Сейчас время маленьких шагов.Мой любимый способ — это идти и помогать другим людям. Для примера напомню историю о том, как когда-то в концлагерь привезли заключенных, и один из охранников узнал среди них уважаемого им человека. Он тогда сказал: «Я не дам тебе умереть» и всю ночь его растирал и грел. На следующее утро умерли все заключенные и охранники, а эти двое остались живы. Вывод просто: хочешь спастись сам - помоги другому.
- Где брать внутреннюю энергию?
Самое главное – помнить о том, что эта энергия всегда есть. Если ее нет по ощущениям, то важно понять, куда она сливается, найти эту «пробоину». Например, в состоянии тревоги много энергии тратится на подавление и постоянное переживание своих чувств. Ведь со всеми этими переживаниями надо вести привычный образ жизни.
В голове крутятся диалоги, событийные картинки, идет поиск каких-то решений. На это уходит много сил. Бывает, что людям не хочется даже из дома выходить. Это из серии «вдруг завтра война, а мне энергии не хватит». Если переживания относительно текущей ситуации, необходимо признать и сказать себе: «да, мне тревожно и страшно, но я выбираю жить». Определите время для своих переживаний: садитесь вечером, читаете новости, планируйте подходящие варианты для себя, а потом возвращайтесь к привычному ритму жизни. Если надо – обсуждаете с близкими и закрывайте этот вопрос.
И не забывайте о том, что есть масса способов по накоплению энергии: это прогулки, общение с теми, кто разделяет и понимает вас, приготовление любимых блюд. Можно петь и танцевать. Делайте то, что позволит вам разгрузиться и зарядиться нужной энергией одновременно.
- Насколько сейчас сложнее адаптироваться людям, чем, например, в период пандемии?
Сложнее, конечно. Тревоги сейчас больше. Возможно, потому что это, как раз, наложилось на 2020 год.
Еще и потому, что тогда весь мир объединила общая беда, а сейчас разъединила.
- А как сохранить отношения, если вы по разные стороны баррикад?
С точки зрения глобальных ценностей – они у всех одинаковые: это жизнь, семья, любовь, безопасность, мир. А убеждения, да, могут быть разные. С их помощью люди и защищают свои ценности.
Сейчас важно сохранить простое человеческое общение. Если не совпадают позиции с родителями, важно помнить, что мама и папа – это, в первую очередь, ваши родители. Нужно помнить и о том, что, наверняка, не только с этими их убеждениями вы не согласны. Вполне вероятно, что вы не сходитесь во мнениях и о том, какую носить одежду, как стричь волосы, как воспитывать детей. Не стоит против этого бороться. Любите родителей просто за то, что они есть. Не спорьте, а обойдите эту тему. Убеждения могут меняться, и это нормально. Если это друзья, знакомые и общение стало напрягать - удлините дистанцию.
Сейчас много категоричных злобных высказываний, я стараюсь отойти от этих людей, придерживаюсь того, что взрослых людей переубедить нельзя.
А когда человек сам учит кого-то, то в этот момент, скорее всего, он ищет для себя ответы и просто желает убедиться в своей правоте.
- Почему одни уезжают из страны, а другие остаются?
Люди сохраняют свою жизнь так, как могут. Это как раз про стратегии «бей-беги-замри». Одни удаляются на безопасное, по их мнению, расстояние, другие агрессивно доказывают, третьи замерли и, кажется, что им все равно. Это не плохо и не хорошо. Это так реакция на стресс. И каждый, как может, заботится о себе и своих близких.
- Мне удивительно, что из заграницы нам пишут «уезжайте», «что вы там делаете». Зачем?
Тут все по-разному и абсолютно у каждого свои причины для такого поведния. Важно, что если это говориться назидательно, с упреком, из позиции сверху, то это уже не является помощью и поддержкой. Единственное, чего эти люди могут добиться, - это нарваться на защитный механизм.
- Сейчас какие слова в основном вы говорите своим клиентам?
Наверное, те же, что говорю себе и своим близким. Они примерно про то, что в любой ситуации нужно оставаться человеком. Не знаешь, как поступить, поступай по человечески. Быть добрее, когда это возможно, а возможно это всегда.
- Конкретные шаги. Посоветуйте нашим читателям, что можно сделать сейчас?
Не замирать и ни засыпать. Есть масса техник и важно найти рабочие именно для себя.
Тем, у кого реакция на стресс «замереть», нужно разбудить себя, растормошить, хлопать себя, дышать, ходить, включаться в жизнь, пробовать новое.
При любой стратегии важно хоть, что-то делать. Меня попросили не говорить о спорте, но все же занятия спортом снимает напряжение в теле. Дыхательные практики, душевные разговоры, ведение дневника, работа с психологом.
- Вы позитивно настроены на будущее?
Конечно, а как по-другому? Будем решать проблемы по мере их поступления.
Фото: © Александр Жуковец