Какие риски возникают, если отец ребёнка - иностранец
Проблемы часто невозможно переложить на наше законодательство
По статистике, каждый десятый ребёнок, чьи родители развелись, нуждается в помощи психолога. В исключительных случаях детям приходится и вовсе проходить лечение у психиатра. Детский омбудсмен Ирина Мирошникова уверена, что причиной этому служит то, что родители используют ребёнка как средство манипуляции.
«Если бы взрослые по-настоящему думали о безопасности и психическом здоровье детей, то психологических травм у несовершеннолетних было бы на порядок меньше», — говорит Ирина Юлиевна.
Вдвойне сложнее приходится тем детям, чьи родители являются гражданами разных государств. В этом случае ребёнка могут насильно разлучить с матерью, и возвращение малыша на Родину может занять несколько лет.
О том, как находящимся в состоянии развода родителям не довести до нервного срыва своего ребенка и о чем следует помнить мамам, дети которых рождены в другой стране, в нашем интервью с детским омбудсменом Красноярского края – Ириной Мирошниковой.
— Есть много тяжёлых ситуаций, когда родители при разводе начинают буквально делить детей, часто через суд. Доходит даже до похищения ребёнка одним родителем у другого… Были ли такие ситуации в Красноярском крае?
— Таких ситуаций было очень много. Тенденция определилась буквально шесть лет назад, когда согласно нашей статистике обращений случаи нарушения прав детей в семье вышли на первый план. К сожалению, четверть всех случаев нарушения прав детей связано с отношениями в семье, и, зачастую, это происходит вследствие развода, когда родители делят ребёнка. Развод может сопровождаться разделом имущества, а ребёнок порой используется как средство манипуляции. Родительские споры – это споры про уязвлённое самолюбие, про неудовлетворённость своей жизнью. Я не хочу сказать, что ребёнка не любят, но его используют как средство доказывания своей правоты. И если бы родители в таких ситуациях больше думали о детях, у нас было бы меньше психологических травм. Несколько случаев было, когда ребятишкам в таких ситуациях потребовалась помощь даже не психологов, а психиатров.
— Вы говорите о том, что один из родителей может, например, запретить общаться с другим?
— Да, случается, что родитель, желая за что-то отомстить бывшему супругу, увозит ребёнка в неизвестном направлении, полностью исключая второго родителя из жизни ребенка. Конечно, правоохранительными органами местонахождение «беглецов» всегда устанавливается, следовательно, принудительно исполняется решение суда об определении места жительства ребенка.
В настоящее время у нас практически все подобные судебные решения исполнены, но даются они, порой, очень тяжело. Например, на протяжении пяти лет мы занимались вопросом возврата сына матери, которая проживает на севере Красноярского края, а отец — в другом регионе. Суд принял решение в пользу мамы, но ребёнок проживал у отца в семье. Были исключены любые возможности общения матери с ребёнком, когда она пыталась встретиться. Отец с семьёй скрывались в других регионах, их местонахождение было невозможно установить. Со стороны отца были предприняты попытки подкупа должностных лиц, чтобы они заняли его сторону. Мы выходили на службу судебных приставов того региона, убеждала, писала, обращалась к руководителю федеральной службы судебных приставов. Это дало результат. Ребёнок передан матери.
Есть идентичная ситуация. Мама проживает в Красноярском крае, папа работает дальнобойщиком. Родители не могли прийти к согласию в том, с кем будет проживать семилетний сын. Решение суда оказалось в пользу мамы, мальчик жил с ней, но папа приехал, забрал ребёнка во дворе и уехал. Его искали, нашли в Свердловской области, мальчик был возвращен маме. Через неделю история повторилась. В следующий раз отец с ребёнком были обнаружены в Иркутской области. Ребенок вновь возвращен маме. Через несколько дней ситуация повторилась вновь. Когда в очередной раз их выявили в Красноярске, ребёнок вернулся к маме, но мужчина опять через несколько дней приехал и забрал мальчика. Ребёнку такой разъездной образ жизни может нравиться, но нужно понимать, что его права нарушены отцом: не обеспечен надлежащий образ жизни, стабильное местонахождение, обучение и т.д. Конечно, и маме следовало бы принимать более жёсткие меры, исключающие возможность увезти ребенка из дома без ее ведома. И это опять-таки, история про их взаимоотношения взрослых, которые отражаются на их собственном ребенке.
— Уполномоченным по правам ребёнка приходится помогать женщинам, родившим детей в браках с иностранцами. Как правило, из‑за разницы в семейном законодательстве крайними остаются дети. Вам приходится участвовать в разрешении подобных конфликтов?
— Конечно. Эта проблема возникает не только из-за разницы в семейном законодательстве, в значительной степени проблема возникает из-за разных культурных, семейных традиций. И если до брака молодым людям все казалось романтичным, красивым, то после, когда наступает обыденная жизнь, сказываются различия в воспитании, в семейных традициях. Например, наша девушка переехала в арабское государство, вступила в брак с иностранцем, полагая, что вышла замуж за арабского принца. Появились дети. Мать оказалась совершенно незначимой в решении семейных вопросов, и когда во время семейной ссоры ей захотелось показать свой сибирский строптивый характер, ей было предложено вернуться на Родину без детей.
И это вполне вероятный сценарий развития событий. Девушкам, вступающим в брак с иностранцем, нужно знакомиться с культурными традициями, семьями тех людей, за которых они выходят замуж. Ведь проблемы часто невозможно переложить на наше законодательство.
Сложных ситуаций было немало и после брака с гражданами Германии, Великобритании, Израиля и т.д.
— Что для вас значит счастливая семья? Какая она? Что нужно делать, чтобы как можно больше семей были по-настоящему счастливы?
— Мне нравится нынешнее поколение родителей, они воспитывают хороших детей. Я знаю множество семей, которые, несмотря на развод, продолжают благожелательно друг к другу относиться. Где оба родителя участвуют в воспитании ребёнка, общаются с ним.
А в целом, счастливая семья там, где слушают друг друга, где любят друг друга, где детей любят, занимаются, интересуются их чувствами, разговаривают с ними. Невнимание к своему ребенку оправдать невозможно.
Фото: © РИА Новости / Константин Михальчевский