Жестокое обращение с детьми в семье и обществе: мнение детского омбудсмена
В основном такие случаи бывают в окружении знакомых
Семья и детство ассоциируются у большинства людей с чувством защищённости. Детство — самая безмятежная часть жизни, но к сожалению, не всегда это так. Очень часто встречается насилие эмоциональное, отсутствие заботы, физическое насилие, реже, но тем не менее встречается и сексуальное насилие в отношении детей. Об этом и не только — в разговоре корреспондента Sibnovosti.ru с уполномоченным по правам ребёнка в Красноярском крае Ириной Мирошниковой.
— Как часто в Красноярском крае возникают ситуации, когда ребёнок подвергается физическому или сексуальному насилию?
— К сожалению, статистика сексуальных и насильственных преступлений в отношении несовершеннолетних, растет. Это проблема и боль общества. Внимательней должны быть взрослые. Независимо от того сколько ребёнку лет, родитель всегда должен знать где и с кем ребёнок находится, чем занимается, кто у него друзья, какое окружение. Родитель в любой момент должен позвонить и знать, что происходит с ребёнком.
Конечно, совсем горько и печально, если такие преступления происходят в семье, но в основном, они случаются в окружении знакомых.
— Детский суицид — страшное и горькое явление. Что делать, чтобы предотвратить несчастье? Чья это ответственность в большей степени?
— Это огромная проблема, которой в настоящее время занимаются многие структуры. Это значит, что взрослые, находящиеся рядом, не разглядели горе ребёнка, были невнимательны. Именно родителей должны в первую очередь волновать появившиеся отклонения в поведении: плохо спит, ест, не хочет ходить в школу, падает успеваемость, появились круги под глазами, нет друзей. То есть ребенок подаёт сигнал взрослым, что ему нужна помощь. Реакция на такое поведение должна быть всегда. Самое главное нужно всегда давать понимать, что он не один и нужен семье. Я считаю тогда этих случаев было бы намного меньше.
В школах есть социальные педагоги, психологи. Также есть круглосуточный телефон доверия 8-800-2000-122, он анонимный, бесплатный, круглосуточный. Туда может позвонить и взрослый, и ребёнок. На линии находятся профессиональные психологи. У сотрудников детского телефона доверия в практике были ситуации, когда они работали с текущим суицидом — человек стоял на крыше. Благодаря профессионализму психолога беды не случилось.
Если у родителя есть сомнения, тревоги, не получается наладить взаимоотношение с ребёнком, нужно пытаться это сделать, чтобы не случилось беды.
— Очевидно, что деятельность уполномоченного по правам ребёнка – это ежедневный стресс, и не столько от большого количества рабочих задач и необходимости принимать быстрые решения, сколько от переживаний за судьбы отдельных детей, которые оказываются в непростых жизненных ситуациях. Удаётся ли вам полностью абстрагироваться от происходящего и перезагрузиться?
— На мой взгляд, попытка абстрагирования – это признак непрофессионализма. Однозначно могу сказать, что ты не можешь не пропускать через себя каждую историю, по-другому просто не бывает, иначе ты не будешь эффективен.
Например, последний случай, когда в Курагинском районе мать утопила полуторагодовалого ребёнка. Мы знаем, что она это сделала осознанно, и я не знаю, как с этим жить. Я 8 лет работаю уполномоченным и понимаю, что мириться с жестокостью взрослых, с преступлениями, с детскими бедами нельзя.
Спасает, наверное, то, что в сложных ситуациях включается необходимость поиска оптимальных решений, правовых механизмов, потому что полностью одинаковых ситуаций нет и быть не может.
К нам часто приходят с бедой, с проблемой. Но я верю, что в большинстве семей все правильно, там любят и берегут детей своих и чужих.