«Учитель наклеила на парту ученику изображение свиньи»: детский омбудсмен рассказала о травле в школах Красноярска
В таких случаях необходимо поставить в известность классного руководителя, руководство школы
В школах, как болезнь, распространяется буллинг. Одни дети преследуют других, травят, унижают. Но, по словам детского омбудсмена, случается, что инициаторами травли выступают и учителя.
Уполномоченный по правам ребёнка в Красноярском крае Ирина Мирошникова рассказала корреспондентам Sibnovosti.ru, кто становится жертвой травли, как можно противостоять агрессору и что нужно делать взрослым, чтобы защитить своего ребенка.
— Проявления подростковой жестокости сегодня актуальны?
— Проявления подростковой жестокости актуальны были всегда и конечно же эта проблема существует. Здесь важно вести себя правильно родителям и взрослым вообще. Помните, резонансный случай в Красноярске в мкр. Черёмушки, когда взрослые обвинили детей в жестоком обращении с животными? То, что это сделали дети, все-таки не подтвердилось, а информация уже вышла, были опубликованы персональные данные, место жительства, информация о семьях. Приехали СМИ, брали интервью и уже априори обвинили детей. Нужно сначала разобраться в том, что происходит. Проблема актуальная, но это не означает, что всё плохое делают дети. Нужно быть объективными.
— Как часто к вам поступают ли обращения по теме буллинга?
— Поступают, и достаточно. В публичном пространстве как-то было озвучено, что больше половины детей в школах подвергаются травле. Я не могу подтвердить эту статистику, у меня нет таких данных, но понимаю, что тема травли в достаточной степени латентна, поэтому объективной статистики не существует.
Те обращения, что поступают к нам, как правило, не касаются темы буллинга между ребятами. Нам нередко приходится заниматься ситуациями, когда инициатором буллинга становится взрослый. К примеру, учительница стала резко при всем классе критиковать девятиклассницу, которая не дружит с математикой, комментируя при этом: «Ты с такими знаниями даже на рынке торговать не сможешь». Ребята подхватили эту тему, началась травля девочки.
Или ещё такая ситуация: учитель начальных классов за что-то невзлюбила своего ученика. Однажды утром, когда ребенок пришел в класс, он увидел, что на его парте приклеен рисунок с изображением свиньи. При этом мальчик воспитывается в мусульманской семье. Ребята увидели картинку, хохотали, показывали пальцами. Учитель не скрывала, что это сделала она.В обоих случаях к учителям и руководству учебных заведений были приняты жесткие меры. Таким педагогам в школе не место.
— Какие механизмы есть для борьбы с буллингом? Как его отследить?
— В целом, должна сказать, что этой теме уделяется существенное внимание в образовательных организациях. Но и родителям следует быть внимательными к своим детям. И если на самом деле ребенок жалуется на то, что он повергается насмешкам или издевательствам, то вмешиваться нужно обязательно. Ни в коем случае нельзя говорить: «Не обращай внимания. Это пройдет со временем». Нельзя насильно отправлять ребенка в школу одного, если чувствуете, что его это угнетает. Взрослые обязательно должны вмешаться. Но я бы не рекомендовала родителям самостоятельно разбираться с обидчиками. Необходимо поставить в известность классного руководителя, руководство школы. Это их работа, они должны уметь справляться с подобными проявлениями, а еще лучше – заниматься профилактической работой.
Существуют различные методы работы в зависимости от серьезности происходящего: привлечение психолога, применение медиации, индивидуальные беседы, постановка на учёт в ПДН. Важно не замалчивать проблему. Я не исключаю даже возможности перехода в другую школу, класс.
— Многие дети читают блогеров и смотрят их видео, когда находятся в интернете. Вас это не беспокоит, учитывая, сколько контента разной степени жесткости есть в интернете? Считаете ли вы, что детей нужно ограничивать во времени нахождения в интернете?
— Конечно, для этого устанавливается, например, «Родительский контроль», есть различные фильтры в школе, дома. Прежде всего родители должны понимать, что бесконтрольное присутствие ребенка в сетях может быть опасным.
— Как вы в целом оцениваете качество детского и подросткового контента в российском сегменте интернета? Что, на ваш взгляд, необходимо в нём изменить?
— Сегодня есть различные образовательные программы, мультфильмы, но все это в основном создается для малышей. Подросткового контента создано очень мало. Конечно, иногда соцсети предлагают материалы, связанные с искусством, литературой, музыкой и т.д. Хорошо, если подросток увлекается этим. Но собственно позитивного контента, который бы помогал подросткам разбираться с детскими и подростковыми проблемами, у нас пока нет.
— На ваш взгляд, влияют ли видеоигры на уровень агрессии школьников? Есть разные мнения на этот счёт.
— Конечно, влияют, смотря какие игры. Вообще-то в формировании агрессивного поведения участвуют многие факторы: семья, взаимоотношения со сверстниками, информационный фон. Но игры насильственного характера, действительно, представляют опасность для неокрепшей психики ребенка. Агрессия в играх может привести к использованию агрессии в обычной жизни. Поэтому я бы рекомендовала родителям знать и контролировать компьютерные игры своего ребенка-подростка. А для этого просто необходимо выстраивать доверительные взаимоотношения со своим ребенком.
Фото: © РИА Новости / Виталий Белоусов