«Азбука безопасности от Sibnovosti.ru»: Как обеспечить безопасность ребенка на дороге
Сотрудники красноярской Госавтоинспекции дают рекомендации родителям
С началом каждого учебного года, а уже тем более в период каникул, увеличивается риск дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних. Причина очевидна: не всегда родители могут сопровождать ребенка из школы и обратно, к тому же, у детворы появляется свободное время, которое они будут проводить на улице и далеко не всегда под бдительным контролем взрослых.
О том, что нужно знать, чтобы максимально уберечь ребенка от опасности журналисту Sibnovosti.ru рассказала инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения ГИБДД города Красноярска Анна Мартыненко.
- Какие основные задачи стоят перед Госавтоинспекцией по обеспечению безопасности в этом учебном году?
Перед каждым учебным годом составляется план совместных мероприятий с главным управлением образования Красноярска и с Дивногорском, потому что этот город также наша территория обслуживания. План есть у каждой школы и с помощью ответственного человека в учебном заведении мы в течение года организовываем мероприятия по профилактике детского травматизма. Отмечу, что в роли ответственного выступает заместитель директора по воспитательной работе, либо социальный педагог, либо учитель ОБЖ. При организации мероприятий мы периодически можем отходить от установленного плана, все зависит от ситуации. Мы смотрим на то, какая категория детей страдает чаще. Если это пассажиры, то мы организуем больше мероприятий по пассажирам. Если пешеходы, то организуем что-то для них. Сейчас, например, мы можем сказать, что в основном страдают дети-пешеходы, так как они зачастую ходят одни. Дети-пассажиры, как правило, ездят с родителями и реже попадают в ДТП.
- А как часто дети по статистике попадают в ДТП? Если сравнивать с прошлым годом, какова тенденция?
Статистка каждый год абсолютно разная. Как правило, один год может быть снижение, а на следующий год, наоборот, рост аварийности. За 2022 год наблюдаются рост аварийности, и ситуация не такая хорошая, как хотелось бы: практически каждый день происходит ДТП с участием ребенка, а бывает и по 2-3 случая в день.
В прошлом году ситуация была лучше, но мы предполагаем, что это связано с коронавирусными ограничениями: дети, в основном, сидели дома на дистанционном обучении, и были в поле внимания родителей. Также в прошлом году не было погибших, а на сегодняшний день есть один погибший ребенок в ДТП.
- Каковы основные причины аварий с участием несовершеннолетних: статистика, отсутствие автокресел, нарушение водителями и несовершеннолетними пешеходами ПДД?
Если говорить о детях-пассажирах, то при перевозке детей родители стали сознательнее и используют детские удерживающие устройства. В этом году было пять случаев, когда в машине не было детского кресла. Встречаются нарушения, когда в люльке, которая уже не соответствует росту и весу, перевозили двухлетнего ребенка, или, например, возили детей на руках. Однако наиболее распространенная ситуация, это когда пятилетнего ребенка просто пристегивают ремнем безопасности. То есть, по мнению родителей, их дети уже достаточно взрослые и их можно перевозить без детского кресла. Но следует помнить, что в таком возрасте ремень может только навредить. Например, при столкновении ребенок может просто им задушиться. По нашему законодательству ремнем можно пристегивать ребенка на заднем сидении с семи лет, при этом его рост должен достигать 150 см, если же он ниже, то ремень будет проходить не по грудной клетке, а по шее. Для ребенка 5-7 лет можно использовать бустер для перевозки детей. Эта подкладка-подушка, которая делает ребенка выше и, следовательно, ремень будет проходить не через шею, а по грудной клетке.
- Если безопасность детей-пассажиров зависит исключительно от водителя, то как обстоят дела с пешеходами?
Бывают случаи, хотя их очень мало, когда родители сами нарушают правила дорожного движения, находясь при этом на проезжей части с детьми. Например, перебегают дорогу в неположенном месте. Соответственно, по примеру старших дети сами потом начинают нарушать ПДД. Я сама была свидетелем ситуации, когда 1 сентября мама с ребенком шли через железнодорожные пути на красный сигнал светофора. А после того, как я сделала им замечание, женщина посмотрела на меня пренебрежительно и продолжила движение. Соответственно и ребенок, следуя примеру взрослого, может пойти также, но уже один, потому что его так научили.
А дети-пешеходы чаще всего страдают из-за своей небрежности. Например, не доходят 30 метров до пешеходного перехода. В основном, страдают школьники, потому что дети помладше реже ходят по дорогам, они играют во дворах. Но стоит отметить, что и дворы не всегда являются самым безопасным местом, потому что много дворов открытого типа. Соответственно, там могут на машинах проезжать жители дома, а также и другие люди, которые абсолютно не знают местности. Поэтому на дворовой территории важно вести себя аккуратно, а взрослым – смотреть за детьми. Были такие случаи, когда родители отвлекались, а ребенок убегал и попадал под колеса автомобиля.
- Часто ли происходят ДТП из-за того, что дети идут и одновременно смотрят в телефоны?
На самом деле дети младшего возраста почти не попадают в ДТП из-за телефонов, в основном, это проблема наблюдается среди подростков. Как правило, маленькие дети просто быстро бегут и даже не берут телефоны в руки. А вот аварии из-за того, что подросток шел, уткнувшись в телефон, в Красноярске уже происходили.
- Вопрос о безопасности перевозок групп детей. Соревнования, олимпиады, экскурсии - туда детей обычно перевозят на школьных автобусах. Как контролируются такие перевозки? Совсем недавно был случай, когда в Красноярске госавтоинспекторы остановили водителя, находящегося в состоянии опьянения, и перевозившего детей.
Перевозки групп детей полностью лежат на совести и ответственности организации, которая этим занимается. Каждый водитель перед началом рабочего дня должен пройти осмотр у медработника, который полностью оценит его состояние. Также перед тем, как отправить организованную перевозку детей, выезжает инспектор технического надзора, который проверяет состояние автобуса и водителя. Если же говорить конкретно про этот случай, то это ошибка собственника, который допустил такое. В отношении этой организации будет проведена проверка. Стоит отметить, что сейчас такие перевозки будут на особом контроле. Перед тем как организованную перевозку детей отправить выезжает инспектор технического надзора, который проверяет состояние автобуса и водителя.
- Давайте напомним родителям о мерах безопасности при перевозке детей и о том, что нужно напомнить ребенку, который добирается до школы пешком и без взрослых.
В начале учебного года мы всегда настоятельно рекомендуем родителям проработать со своим ребенком безопасный маршрут «дом-школа-дом». В этот безопасный путь входит движение ребенка от дома до школы и обратно. В первую очередь, необходимо пройти весь маршрут вместе с ним и обратить внимание на опасные моменты. Например, во дворе – это припаркованные автомобили. Важно научить ребенка безопасно выходить из-за таких машин, потому что, как правило, дети выбегают и попадают под колеса даже медленно двигающегося автомобиля. Также следует обратить внимание на мусорные баки, из-за которых водитель может не увидеть маленьких детей.
Если на пути ребенка есть выбор по какому пешеходному пути пойти: со светофором или без, то лучше выбрать тот, на котором устройство есть. Так как на такие переходы водители обращают больше внимания. И даже если такой пешеходный переход находится чуть дальше, то важно объяснить ребенку, что намного безопаснее будет, если он до него дойдет.
Сейчас мы отходим от правила «зеленый свет — иди» из-за того, что зеленый сигнал светофора не всегда гарантирует безопасность. Самое важное – смотреть по сторонам. Бывают случаи, когда при повороте водителю горит зеленый и ребенку тоже.
А родителям-водителям мы рекомендуем представлять, что за каждой машиной стоит ребенок. Поэтому надо быть внимательным и крутить головой во все стороны.
Фото: © РИА Новости / Игорь Зарембо