Денис Терехов: "Если хочешь изменить страну, надо играть по правилам"
Денис Терехов об оппозиции, имидже депутатов, "серых" майнерах и проекте "Таймырполис"
Его называют самым эпатажным и даже скандальным депутатом Законодательного Собрания Красноярского края. Он не стесняется в выражениях, прямолинеен и даже резок в своих суждениях, но при этом мечтает о том, чтобы вернуть добрый имидж институту законодательной власти.
Сегодня герой спецпроекта "ЛИЧНОСТЬ", который запустили Sibnovosti.ru совместно с популярным блогером и журналистом Юлией Сорокиной, депутат ЗС Денис Терехов.
Ты один из самых эпатажных депутатов Заксобрания и этим гордишься?
Давай определимся. Если эпатажный – это когда ты ярко, голосом берешь аудиторию и пытаешься в своей речи использовать какие-то образы и сравнения, чтобы донести до обычных людей какие-то простыми словами сложные смыслы, то, да, – я эпатажный. Просто, мне кажется, что у нас значительная часть политической дискуссии – это, прости, соплежуйство. Какая-то бабка в оренбургском пуховом платке или красномордый мужик в галстуке, рассуждающий про молочное свиноводство. И что вы хотите, чтобы после этого о депутатах думали люди?
А тут пришел ты...
А тут пришел я, который говорит правильными деепричастными оборотами и использует какие-то небанальные образы. Конечно, это всех раздражает. Я убежден, что еще в школе нужно детям объяснять, чем занимается законодательная ветвь власти. Депутаты Законодательного собрания огромного региона, которые озадачены латанием дыр на дорогах, вовсе не депутаты.
А кто они?
Ну, возможно, они бесплатные помощники управления ЖКХ, администрации какого-нибудь района. Потому что депутат должен принимать правила игры. Депутаты – это не те, кто латает дыры на дорогах, а те, кто принимает законы. Он не должен разбираться в дырках или в том, что где-то падает кровля. Его задача – принимать такие законы, которые не позволяют кровле падать.
Соглашусь. Особенно если учесть то, что многие люди вовсе не понимают, чем вы, депутаты, занимаетесь.
В том-то и дело. Мне кажется, что от меня как от депутата будет больше толку, если я за эти пять лет реализую хотя бы три больших проекта.
Что за три больших проекта?
Первый называется «Таймырполис». Создание Таймыра в миниатюре на юге края и массовое переселение туда наших земляков из северных поселков, которые сейчас там живут в скотских условиях. Второй - «Белый город», ворота в Русскую Арктику – экологическое поселение, скажем, на Диксоне или северных островах. Это поможет развитию туризма параллельно с реализацией научных проектов. Третий – «Русский Burning Man» - грандиозный фестиваль музыки и творчества по аналогии с тем, что уже десятилетия проходит в США в пустыне Блэк-Рок в Неваде.
Расскажешь подробнее о каждом?
Подробнее – только про «Таймырполис», два других проекта в проработке. Я сам из Норильска, куда меня мама привезла в два года и где я прожил 20 лет. И я понимаю, что там жить нельзя. У нормального человека не должно возникать желания жить в подобных условиях. Но я сейчас говорю даже не про Норильск (там все относительно пристойно), я про таймырские поселки.
Таймыр – это 30 тысяч жителей, из которых 20 тысяч человек живут в Дудинке, еще по пять тысяч – это Хатанга и Диксон. А еще есть 26 таймырских поселков, в которых существуют, именно существуют, пять тысяч человек.
Два года назад я приехал снимать документальное кино про День оленевода в поселок Носок. А там в администрации поселка, в самом главном здании, туалет – это дырка в полу. У меня девочки из съемочной группы сказали, что они потерпят до Дудинки. Это вообще нормально? Как и зачем в ХХI веке люди живут в таких условиях?
А теперь давайте посчитаем, во сколько обходится один человек, живущий в таком поселке, краевому бюджету. Я про завоз продуктов, топлива, строительных материалов. Итак, пять тысяч человек, каждый из которых «стоит» пять млн рублей в год. Получается 25 млрд рублей в год. Да за такие деньги каждому из них квартиры можно купить не то что в Минусинске, в Москве!
И вот представьте: строится Таймыр в миниатюре на юге края. Такие же поселки, привычные улочки. Жителям, условно говоря, «завязывают глаза» и привозят туда. Хочешь пасти оленей – вот, хочешь ловить рыбу – пожалуйста. Эти люди начинают там жить! Только в нормальных условиях, с нормальной медициной, дорогами, железной дорогой и не в таком суровом климате.
Проект строится на заемные средства, которые потом компенсируются за счет корректировки и перераспределения бюджета. Он «окупится» за пару лет. Эти деньги есть в бюджете, только мы их тратим на доставку угля вертолетами. У меня еще есть три года, чтобы это пробить.
Думаешь, удастся «пробить»?
Ты будешь смеяться, но я нахожусь на вершине пирамиды Маслоу. Я закрыл базовые потребности, и мне хочется самореализоваться. Мне, правда, хочется принести пользу людям. К тому же есть нюанс: я же здесь, в Красноярске, не зарабатываю, здесь я только трачу.
Тебе самому это странно? Ты так говоришь, словно тебе смешно.
Конечно, смешно. Ну кто поверит, что депутат хочет принести пользу людям?! Это же дикость! Депутат – это же человек из юмористических передач, который ест лобстера, моральный урод по определению, он не может быть нормальным.
А кто в этом виноват, что так случилось?
Не знаю. Мы все. Это ведь дикость, когда мы говорим, что человек работает чиновником, это значит, что он по определению коррупционер. Со словом «бизнесмен» ассоциируется слово «откат». А если депутат, то обязательно упырь, набивающий себе карманы.
Один из проектов, который я бы еще сам себе поручил, попытаться вернуть добрый имидж институту законодательной власти. Чтобы люди понимали, что депутат – это же их частичка в каком-то смысле. Он собран как пазл из тысяч людских чаяний. Люди собрались и делегировали одному человеку за них принимать законы, определять, что им нужно, а что не нужно.
За меня проголосовали 85 968 человек. Если они все встанут на расстоянии вытянутой руки, это будет 150 км людей. Это почти как от Красноярска до Ачинска.
Хорошо, но не могу не спросить: партия «Новые люди» - это же вовсе не новые люди, а просто спойлер «Единой России»?
В этой логике любая партия, которая допущена к выборам, — спойлер. Политика – это искусство возможного. Я считаю, что главная задача «Новых людей» — острой тонкой палочкой колоть власть в ее толстое пузо. Я очень бы хотел, чтобы и в мое толстое пузо тоже кто-нибудь колол палочкой.
Пока никто не колет?
Да, колют. К сожалению или к счастью…
Значит, оппозиции не существует?
Существует. Просто мне кажется, что если ты хочешь изменить страну, то надо играть по правилам. Задача конструктивной оппозиции — это заниматься тысячами малых дел. Меня во многом не устраивает власть, но я выбираю путь малых дел и малых перемен.
Какое малое дело благодаря тебе случилось? Чем лично ты гордишься?
Я написал проект федерального закона «О налогообложении майнинга». Россия – это 15-20% мирового майнинга. При этом Красноярский край и Иркутская область – это 90% российского майнинга. По разным данным, в Красноярском крае размещено майнинговых машин на 300 млрд рублей. Такая машина окупается за год. Получается, доход красноярский майнеров за год примерно 300 млрд рублей. Это еще один бюджет края. Я предложил «обложить» их (майнеров – прим. редакции) по очень простой схеме: 1 рубль = 1 Кв. Это принесет в бюджет края еще 30 млрд рублей. Вот этим я горжусь. А все эти бесплатные помощники ЖКХ, которые бегают и выкладывают в соцсетях раздолбанные дворы (это важная работа, не спорю), это все – про зарабатывание дешевых очков. А я – про дополнительные доходы краевого бюджета.
Есть депутаты, которые тебя раздражают. Без называния фамилий, разумеется?
Ну, конечно. Мы же все знаем имена и фамилии тех, кто устраивает на заседаниях мерзкие антисемитские акции и занимается доносами.
На заседаниях, судя по всему, у вас весело.
У нас грустно. И я пытаюсь хоть какое-то веселье добавить.
Тебя считают клоуном?
Да.
Но тебе все равно?
Мне важнее, что про меня думают моя мать и моя дочь.
Ты много заплатил, чтобы оказаться в Заксобрании?
Мне заплатили. Шучу. История вообще-то известная: я пришел к лидеру партии «Новые люди» Алексею Нечаеву, чтобы предложить услуги своего агентства по раскрутке партии. В тот момент они формировали партийные списки. Мне предложили поучаствовать. Я согласился, хотя изначально даже не думал об этом.
У меня был небольшой политтехнологический опыт. И было много разных гипотез, как нужно на самом деле проводить избирательную кампанию. Но многие из них мне не давали реализовать, или я сам не решался. Я же не мог ставить опыты на реальных кандидатах. А тут мне представилась возможность поставить электоральный опыт на себе. Например, на билбордах было написано только одно слово – «Терехов». Основной канал агитации – реалити-шоу на YouTube «Давай, сделаем это по-новому».
А сколько денег заработал за всю свою жизнь?
Все есть в мой декларации. За 2021 я заработал 14 млн 765 тысяч рублей, за 2022 год будет чуть больше. Декларацию подам, как и полагается, к 1 апреля. И несмотря на то, что сейчас ее не обязательно публиковать, – опубликую. В лучшие годы я зарабатывал 20-30 млн рублей в год.
Ты сказал, что не получаешь деньги в Красноярске. Но плюшки какие-то есть?
Конечно, есть. Красная корка (удостоверение депутата – прим. редакции). Я ей воспользовался два раза. Один раз удачно, а второй не очень. Летел из Иркутска и мне в аэропорту сказали, что я в паспорте на себя не похож, а это правда. Я вспомнил, что у меня есть другой документ, подтверждающий личность, и достал удостоверение. А мне ответили: «Вы что нам тут красными корками тычете? Вы не на работе! Это Иркутск!».
А второй раз в Минусинске на празднике «День помидора» мы с моими с коллегами заплутали и уперлись в ограждение. Обходить еще раз полгорода не было сил. Тогда я воспользовался своим служебным положением в личных целях, показал полицейскому удостоверение и нас пропустили короткой дорогой. Но это я смехом все рассказываю, вы же понимаете?
Каким будет, по твоим прогнозам, 2023 год?
Не знаю. Раньше я как бизнесмен всегда понимал, каким будет следующий год, а сейчас живу одним днем. Это страшно, но я ничего с этим поделать не могу.Вот ты спрашивала, чем я могу гордиться. А я горжусь еще и тем, что большим начальником работаю более 20 лет, и за все это время ни разу(!) не задержал зарплату людям. Себе не платил, но другим не задерживал. Поэтому моя задача и в этом году – не задержать людям зарплату.
Мне кажется, такая ответственность напрягает…
А ты думаешь, почему я пью?!
Тост?
Давайте все выспимся.