Традиции многонационального Донбасса
В новое время Донбасс являлся российско-украинским пограничьем.
Донбасс в силу исторических условий стал регионом межэтнического взаимодействия представителей многих этносов – носителей различных культур, традиций, религий. В новое время Донбасс являлся российско-украинским пограничьем.
Редакция Sibnovosti связалась с ГБУ Донецкий республиканский краеведческий музей. Заведующая научно-экспозиционным отделом этнографии Екатерина Береснева рассказала, что с середины XVIII в. благодаря политике русских царей на территории Донецкого края возникали военно-земледельческие поселения; были выделены земли между Луганью и Бахмутом для поселения сербов и хорватов.
В последней четверти 18 века продолжалась раздача земель иностранным переселенцам. Осенью 1775 года из Крыма были переселены греки, грузины, валахи. Переселение большого числа людей в необжитые новые районы проходило в сложных условиях. А.В. Суворов мобилизовал в Азовской губернии 6 тыс. подвод и перевёз в Приазовье 18 тыс. человек, которые в 1779 – 1781 гг. основали г. Мариуполь и 20 сельских поселений: Керменчик, Богатырь, Камар, Улаклы, Карань, Бешево, Ласпа, Старый Крым, Мангуш, Игнатьевка, Чердаклы, Каракуб, Сартана, Большой Янисоль, Чермалык, Малый Янисоль, Стыла, Урзуф, Ялта.
— Со второй половины 19 века начинают бурно разрастаться города края из-за развития промышленности. Появляются новые рудники, шахты, открываются предприятия, для работы на которых требовалась рабочая сила. В Донбасс хлынул поток людей из Центральных и южных губерний России. Для ведения бизнеса в Донецкий край приезжают деловые люди — англичане, бельгийцы, французы, немцы, — отметила Екатерина Береснева.
Заселение юга России активно продолжалось. Распахивались целинные земли. Местные крупные землевладельцы нуждались в большом количестве сельскохозяйственных рабочих. Поэтому в южные степи направлялись сотни тысяч разорившихся крестьян, в основном из перенаселённого центра России, а также из некоторых губерний Украины. Кроме русских и украинцев в Донбассе было много рабочих других национальностей (белорусы, поляки, татары, евреи).
По словам заведующей научно-экспозиционным отделом этнографии, события Первой мировой войны внесли свои коррективы в национальный состав Донецкого региона. 1 августа 1914 года была проведена массовая мобилизация. 33 % рабочих промышленных предприятий края были призваны на фронт. Для работы на предприятиях начали использовать мобилизованных на тыловые работы крестьян из Средней Азии. В 1916 году был издан указ о привлечении «инороднического» населения для работ на горных предприятиях. Только в Макеевку прибыли 600 киргизов и калмыков.
В годы предвоенных пятилеток в Донбассе продолжалось масштабное промышленное строительство, вступали в строй новые угольные шахты, металлургические заводы. Появились машиностроение и химическая промышленность. Для освоения природных богатств в регион стали приезжать рабочие на стройки и производство. Две трети промышленного населения Донбасса в первой половине 20 века были выходцами из Центральной России.
— Великая Отечественная война стала большим испытанием для всей страны. Жители Донбасса, как и весь советский народ, встали на защиту Родины. На передовых рубежах фронта, в тылу врага, на производстве, они внесли свой вклад в дело борьбы с фашизмом. В рядах советских войск, в битве за Донбасс, мужественно сражались представители всех братских народов СССР. Ориентировочно 180 тыс. воинов Красной Армии погибло и похоронено на донецкой земле. Ни один экономический район мира, имеющий такое огромное количество промышленных предприятий, не испытал такого опустошения и разрушений, как шахтёрский край. Поэтому восстановление его хозяйства после освобождения региона в 1943 г. за счёт исключительно местной рабочей силы было невозможно, — рассказал Екатерина Береснева.— Восстановление разрушенного войной хозяйства Донбасса вызвало новое переселение специалистов разных областей народного хозяйства из регионов России, Украины, Белоруссии и других республик СССР. Возвращаются ранее эвакуированные и беженцы, а также репатриированные, демобилизованные, осуждённые и амнистированные.
В 60-70 гг. в СССР для советских людей было установлено единое союзное гражданство. Общим языком межнационального общения в СССР стал русский язык. Это время стирания граней не только между классами, социальными слоями населения, но и время нивелированного этнического самосознания – это время самоощущения себя как единой сплоченной общности советского народа.
Трудовые миграции, осуществляемые под руководством советского правительства, не просто способствовали развитию народного хозяйства Донбасса, но и сформировали этническую и культурную основу регионального общества. Приток русских мигрантов в различные исторические периоды, а также их преобладание в городах и промышленных центрах Донбасса обусловили доминирование в его этнокультурном пространстве русского языка, русских традиций и культуры.
В Донецком крае проживают русские, украинцы, греки, белорусы, болгары, евреи, молдаване. Всего более 120 национальностей, равные права которых закреплены Конституцией Донецкой Народной Республики. Русские, украинцы, греки – три наиболее крупные этнические группы. При этом русский язык считают родным 74,9 % населения.
В ДНР действует более 70 национально-культурных объединений, главная задача которых — укрепление дружеских отношений и взаимоотношений между народами Донбасса, возрождение, сохранение и развитие самобытной культуры, традиций и обычаев этносов, развитие языка и образования.
Наиболее активными были Донецкое общество греков им. Ф.Д. Стамбулжи, культурно-просветительское общество белорусов «Неман», общество польской культуры «Полония», татарский культурный центр, армянская община, культурно-просветительское общество ромских женщин «Мирикля», латинское общество, вьетнамская диаспора и другие. Сейчас, ввиду активных боевых действий, не все общества могут функционировать в полном объеме.
Регион стал своеобразной территорией распространения культурных традиций. Народы, проживающие в Донбассе, не только не утратили своей индивидуальности, но и возродили свою неповторимую духовную культуру. В единении со всеми решали главные задачи по развитию края, преодолевали трудности, испытания, выпавшие на долю всего населения.