Музейное сообщество севера обсудило актуальные для сферы вопросы
Цифровизация музейного дела стала одной из тем на Фестивале Северных Музеев. Новые технологии проникли в выставочную деятельность, в процессы реставрации и даже в финансовую составляющую жизни музеев.
Недавно Эрмитаж совместно с партнером – группой Интеррос – представил цифровой проект, который может задать тон музеям страны на ближайшие годы. Это токенизация музейных экспонатов, то есть присвоение им цифровых активов (NFT). Первыми авторы проекта токенизировали три фрески кисти учеников Рафаэля — «Венера и Амур на дельфинах», «Венера и Адонис» и «Венера, вынимающая занозу». Покупатели цифровых активов на фрески получили цифровые права на изображение фресок до реставрации и на ее этапах, а музей – средства на реставрацию других экспонатов коллекции.
Это пилотный проект Эрмитажа и Интерроса, который активно обсуждается в музейном сообществе. На слуху и другие удачные сплетения технологии и искусства, так что участникам фестиваля есть, где черпать темы для обсуждения, и есть, в чем обменяться опытом.
Ветер перемен.
Интерес к технологии NFT высок, поскольку блокчейн меняет подход к экспозиции и популяризации искусства. Выстроенная механика взаимодействия с цифровыми токенами позволяет преодолеть множество сложностей, связанных с транспортировкой, финансовым обеспечением и условиями хранения, что делает культурное наследие доступным даже для самых отдаленных регионов. Кстати, и приобретатели NFT могут экспонировать изображения экспонатов в любые самые отдаленные уголки страны.
«Думаю, что новаторские тенденции в музейном деле будут способствовать популяризации музеев, их огромных, зачастую скрытых от посетителя фондов, собраний и коллекций. Это даст значительное расширение зрительской аудитории. В этом смысле Интеррос открыл перед музеями новые возможности финансирования», — выразил свое мнение Кирилл Гаврилин, участник фестиваля, зав. кафедрой Истории искусства и гуманитарных наук МГХПА имени С.Г. Строганова, член-корреспондент Российской Академии Художеств.
Благодаря переходу в онлайн, в музейном деле наметился четкий тренд: за последние годы посещаемость онлайн-ресурсов музеев в 3-4 раза превысила число реальных посетителей.
«Некоторые крупные музеи, галереи и даже аукционные дома уже сейчас налаживают творческий союз с Метавселенными, открывая в виртуальном пространстве свои «цифровые филиалы» для того, чтобы сохранить свою актуальность в наступающую эпоху Web3», — отметил Кирилл Гаврилин.
Вызвать интерес у молодых.
Фестиваль собрал экспертов в Таймырском краеведческим музее в Дудинке. Туда съехались специалисты из Архангельска, Якутска, Нарьян-Мара, Мурманска, Сыктывкара, Енисейска, Шушенского, Москвы и Санкт-Петербурга. Музеи северных городов страны открыты для технического прогресса — сегодня у всех есть понимание того, что внедрение новых технологий позволяет музеям расширять не только географию выставочной деятельности, но и аудиторию, все больше привлекая молодежь. Эксперты приводят примеры, которые рассчитаны на юное поколение, в том числе зарубежный опыт.
Так в рамках Международной программы «Взаимодействие культур и природного наследия в северной среде» (CINE) при поддержке музея NORD в Норвегии за 3 года удалось реализовать множество проектов: от мобильных приложений до полноценных реконструкций с использованием дополненной реальности и 3D-сканирования. В числе знаковых – подробная цифровая версия монастыря 16 века на основе археологических исследований.
Кирилл Гаврилин уверен, что сегодня самый дорогой товар – эмоции. Поэтому музеям необходимо создавать гибкий и соответствующий потребностям посетителей продукт.
Возрастная категория 0+.