В город выезжает все, что движется и может зарабатывать деньги
Акции протеста маршруточников, намеченной на 1 октября, не будет! После недельных раздумий Ассоциация пассажирских перевозчиков решила не бастовать, себе дороже. Ответный ход - открытое обращение к губернатору с просьбой отстранить его подчиненного Дениса Пашкова от ведения переговоров. «Сибирское агентство новостей» решило проанализировать ситуацию, сложившуюся на рынке пассажирских перевозок в Красноярске, на сравнении работы троих типичных представителей этого бизнеса. Повод для забастовки маршруточников - нежелание краевых властей поднять стоимость проезда в красноярских маршрутках до 8 рублей. Такую цену коммерческий транспорт выпрашивает уже год. Решение о повышении тарифа должна принять краевая власть в лице начальника управления промышленности, транспорта и энергетики Дениса Пашкова. Однако он считает, что главный аргумент перевозчиков – растущие цены на бензин - это не существенное основание для удорожания проезда. Его позиция: «Пусть бастуют, если хотят». Ассоциация перевозчиков не смогла доказать, что повышение оправдано. Пришлось отступить. Забастовку отложили. Председателю ассоциации перевозчиков Михаилу Омышеву поручено обратиться в Арбитражный суд и обжаловать действия администрации. Переговоры сорваны. Налицо конфликт между властью и бизнесом. Разговоры о 8-ми рублях начались еще в октябре прошлого года, тогда за проезд платили по 6 рублей. Маршруточники хотели перескочить сразу на два рубля, но выторговали у краевой администрации только рубль. С 1 июня 2005 г. пассажиров стали возить по 7 рублей. При этом цена на топливо весь год продолжала расти. Один из наиболее крупных перевозчиков Красноярска Виктор Сидоров говорит: «Эта мера очень популярна у населения. Что еще надо? Удерживай тариф, останавливай! Не доказали мне! Два рубля должны были добавить в мае. Но, проведя референдум по объединению края, администрация передумала. Власть просто кинула перевозчиков». Аудио: Виктор Сидоров о власти Итак, мы представляем вам троих типичных представителей этого бизнеса: Крупный перевозчик. В данном случае - Виктор Сидоров. Работает на маршрутах 9А, 3, 85, 99, 90. Из его гаража каждый день выезжают 150 ПАЗиков. Сидоров имеет собственную базу техобслуживания и комнаты отдыха для водителей с кроватями и кондиционерами. Кстати, таких крупных перевозчиков в Красноярске не более десяти. Частник. Предприниматель Евгений, у которого полсотни автобусов. Половина из них - лично его, остальные он взял «под свое крыло». Официально они работают в его фирме. Обычный Водитель - Игорь из Уяра. Работает на чужом автобусе. На маршруте - под «крышей» одной из фирм. Все трое работают по-разному, но ведь цена билета у всех одинакова. И вот 6 часов утра. Кто из бокса, кто из дома выходит на маршрут. График работы у всех примерно одинаковый: два дня через два или по коротким и длинным неделям. Выезжая на маршрут, Водитель должен иметь лицензию, карточку (попросту расписание с печатью) и ордер на маршрут. Посадив пассажиров, становишься одним из полутора тысяч маршруточников. Если быть точным, то одним из 1285. Именно столько маршруток согласно постановлению мэра за номером 60 должно каждый день выезжать на городские дороги. Столько и карточек выдано водителям. Но машина не может работать каждый день с утра до вечера. Она иногда ломается, требует технического осмотра, да и шофер не железный, может заболеть. Поэтому есть запас - 25 % от количества автопарка. Для этого и придумали ордера. Их должно быть только на четверть больше, чем карточек на каждом маршруте. Но в действительности такие ордера есть у всех. Виктор Сидоров говорит, что достать их легко: «На двадцать карточек некоторые умудряются набирать 30 и более ордеров. А держать исправную машину в гараже, на которую тикают счетчики в виде аренды, налогов и так далее, нецелесообразно. Поэтому есть соблазн вытолкнуть резервные машины на линию». Аудио: Виктор Сидоров о том, как достать ордер В итоге в город выезжает все, что движется и может зарабатывать деньги. ДВА ДНЯ РАБОТЫ НА ИНСПЕКТОРА. Зато карательные органы не сидят без работы. Транспортная инспекция и ГАИ начинают наводить порядок в узаконенном беспорядке. Операция «Автобус» не прекращается. Рейды придумывают все изощреннее. Во время последней операции городского масштаба в салон заходил инспектор в гражданке, ехал весь рейс и втихушку записывал все нарушения. На последней остановке маршрутку уже ждали передвижной пункт техосмотра и квитанции к оплате. Видео: Рейд ГИБДД на конечной остановке Но «левых» машин все равно не становится меньше. Заместитель начальника краевого УГИБДД Николай Огер говорит, что без правоустанавливающих документов на линии не работает никто. На счет лишних машин перевозчики и департамент лукавят. Просто-напросто не хотят навести порядок. Видео: Заместитель начальника краевого УГИБДД Николай Огер о перевозчиках и департаменте Но это образцово-показательная сторона. Ежедневную работу с маршрутками многие гаишники ведут по-другому. Наш Водитель рассказывает: «Один отъезжает, подъезжает другой, и у всех план. На перекрестках не хотят ловить нарушителей, ведь на конечной - проще. Приехал, баллы заработал, свернулся, домой уехал. Даже по выходным. Выходишь – настроение праздничное, а они просто пасутся. Так и объясняют: «Начальство требует». Но оно, наверное, требует чтобы они ловили нарушителей, а не на конечных трясли автобусы». Видео: Водитель маршрутки о работе инспекторов Убедиться в этом оказалось не сложно. Мы провели эксперимент. Ждем в машине со скрытой камерой на конечной остановке. Засекаем время. Через час ожиданий подъезжает экипаж. Инспектор-стажер заходит в салон автобуса и начинается: «Документы будьте добры, техосмотр где? Глуши мотор! Сколько посадочных мест в салоне? Сколько огнетушителей? Опломбированы? Как ручник? Почему стекло не меняете? Тормоза выжимаем. Аварийное открывание дверей. Включаем заднюю. Габариты, повороты. Ага! Поворот не работает!» Аудио: Инспектор проверяет автобус Видео: Наряд районной ДПС не знает, что их снимает скрытая камера Через сорок минут экипаж уезжает, не спросив ни про карточки, ни про ордера. Выписано несколько квитанций по полтиннику. Все законно. Только шофер отстал от графика. Надо догонять, лететь по улицам. Наш Водитель рассказывает, что, когда он приезжает на конечную остановку в другой район города, то там его караулит местное ГАИ. А дэпээсники вообще «по всему городу власть имеют». Поэтому зачастую получаются накладки: на одну и ту же конечную приезжают сразу два разных наряда – инспектировать. Может это водитель такой невезучий? Едем по городу. Снова наряд ДПС. Инспектор тормозит подряд два автобуса. Причем оба 6-го маршрута. Совпадение? Видео: Дорожный патруль не знает, что их снимает скрытая камера «Частник» говорит, что выручать своих водителей, чтоб не забрали автобус на штрафплощадку, тоже частенько приходится. «Стоит «металлолом» и рядом нормальный автобус. Говоришь гаишнику: «Смотри, у него даже номера не видно - стерся. Путевки за спиной лежат пачками». А он отвечает: «Не, мне это не надо. Будет команда его хлопать, тогда и будем его искать». Аудио: Красноярский перевозчик о том, как работают инспекторы Маршрутки проходят техосмотр каждые полгода. Но наш Частник жалуется: «прижимают и прижимают, а хлам по городу как ездил, так и ездит. Почему? Да потому, что это машины «хозяйские». Чьи-то". Перевозчики уверяют, что в Красноярске есть неприкасаемые маршруты, которые инспекторы вообще не трогают. По их мнению, у таких блатных номеров есть договорённости в инспекции. Аудио: Красноярский перевозчик о избирательном подходе инспекторов ГИБДД регулярно оглашает результаты своей работы. По словам Николая Огера, только за август изъято 209 липовых документов, разрешающих работу на маршрутах. Несколько фирм лишены лицензии. Видео: Заместитель начальника краевого УГИБДД Николай Огер о "левых" маршрутках Но маршруточники и из этого нашли выход. По словам начальника ОГИБДД Свердловского района Павла Бжицких, они оформляют лицензии на другое имя, а автобусы остаются прежние. Видео: Начальник ОГИБДД Свердловского района Павел Бжицких о том, как маршруточники уходят от ответственности Получается - кто кого. Водитель же подсчитывает, что если оплатить все накопившиеся за месяц квитанции, то получится, что два дня он только на инспектора поработал. А ведь расходы на ГАИ в цену проезда не заложены. Их на уровне краевой администрации не обоснуешь. ДЕНЬ С «КУКУШКОЙ» Делать нечего. Надо продолжать движение. Маршрутка подъезжает к первой ключевой остановке, где пересекаются сразу несколько маршрутов. Подскакивает «кукушка». У нее (у него) в руках несколько обычных китайских таймеров, связанных между собой скотчем. Каждые часики показывают, сколько минут назад отъехали конкуренты, и сколько минут до автобуса своего маршрута. Информация стоит несколько рублей. Нам «кукушка» прокуковалась, что каждый круг положено 3 рубля давать. В день она зарабатывает от 500 до 1000-1500 рублей. Видео: "Кукушка" о своих заработках Таких «кукушек» в Красноярске работает около тридцати. С утра до вчера они на ногах: и в жару, и в холод. Они не принадлежат ни одному маршруту. Для водителей оплата услуг «кукушки» - тоже копеечка, не заложенная в цену проезда. ГОНКИ НА ВЫЖИВАНИЕ…ПАССАЖИРОВ Купив информацию, шофер решает, что делать. Либо догнать время, либо чуть подождать, дать убежать конкуренту. Цена вопроса – 10, 20 "семирублевых" человек. И тут возникают аварийные ситуации. Если, например, на важной остановке встретились два конкурента, тогда один срывается и поскорее отрывается на пару минут, а другой, наоборот, отстает. Постоянно пропускать конкурента у маршруточников не принято. Иначе отстанешь от графика, потеряешь карточку и останешься без заработка. Может быть и такое, что конкурент специально догоняет. Собирает народ под завязку, и догнать его нельзя, и ждать невозможно. В результате, либо остается затаенная обида до следующей встречи на маршруте, либо жесткий разговор на конечной. А вот если никто принципиально уступать не хочет, тогда и начинается битва за «урожай». В ход идут любые приемы. Один раз проиграешь, потом будут думать, что ты слабый, рассуждают маршруточники. Водители начинают обгонять друг друга, подрезать, проезжать на красный свет, высаживать пассажиров на ходу, перезваниваться между собой. Решения надо принимать быстро. У опытного водителя это доведено до автоматизма. Но, даже зная все узкие места на своем маршруте, ничего не поделаешь, если попал в пробку или нарвался на ГАИ. Приехать надо вовремя. Как говорит «кукушка», в некоторых фирмах хозяева сами штрафуют, если их водитель опоздал. А в советские времена, кстати, было наоборот. Штрафовали, если приехал раньше, чем положено. ВОДИТЕЛЬ С ЮЖНЫМ АКЦЕНТОМ Теперь давайте представим, что происходит, когда за руль маршрутки садится неопытный водитель. По данным самих перевозчиков, из-за низких заработков местные шоферы бросают эту работу. Зато с охотой на эту работу соглашаются гости из ближнего зарубежья. Они уже занимают 40% водительских кресел. Как рассказывает перевозчик Виктор Сидоров, он тоже вынужден принимать на работу мигрантов: «Русским уже мало этой зарплаты, а вот этим, которые у себя в ауле, кишлаке или городе Бишкеке и этих денег не видели – им достаточно. Они готовы работать за такие деньги». «Кукушка» тоже говорит, что новички устраивают бардак на линии, бывает, летят друг за другом, а потом разбираются между собой. Видео: "Кукушка" о водителях-новичках ЭКСКУРСИИ ПО ГОРОДУ В Красноярске 109 маршрутов. 57 – коммерческие. Большинство из них «экскурсионные», то есть едут из одного конца города в другой. И все они стараются проскочить через центр. Постановлением мэра количество маршрутов тоже строго ограничено. Тем не менее, по словам Михаила Омышева, последние два свободных (68-ой «Березовка-Ветлужанка» и 60-ый «Солнечный-Крастэц») обещали одному из крупных перевозчиков, если он станет «штрейхбрехером» - откажется от забастовки. Председатель перевозчиков говорит, что власти решают свои меркантильные интересы. С другой стороны, и в ассоциации понимают, что у «предателя» нет выхода. Он весь в кредитах. А если хоть один день не вывести свой парк на линию – это крах. Он согласен уже на все. Даже возить бесплатно федеральных льготников. КАПРИЗЫ ВЛАСТИ Что только не пыталась сделать власть с маршруточниками, но все безуспешно. Сейчас заместитель губернатора Денис Пашков заявляет, что скоро на маршрутках появятся проездные билеты. Сами перевозчики узнали об этом из СМИ. В департаменте транспорта Красноярска об этом тоже ничего не знают. Виктор Сидоров о власти: «Нас заставляют станцевать лезгинку в оранжевых ботинках. Власть муниципальный транспорт прос…ла, а теперь начала выворачивать и частнику руки. Надо одновременно поменять все машины на новые, чтобы они были не маленькие, а большие, и при этом, чтобы аварийности не было, и чтоб культура была, форма, и при этом удерживает тарифы на фоне роста цен на топливо!». Аудио: Виктор Сидоров о власти и бизнесе Другой частник в недоумении: «Нет программы. Куда идти? К чему идти? Что должно быть в городе через пять лет? Такие автобусы или вот такие? Или метро будет? У меня деньги лежат уже два месяца. Я не знаю, что купить. ПАЗик стоит уже миллион. А если через два года он не подойдет под средний класс? С нас требуют: «Обновляйте парк». А что брать-то? Вы скажите!» Аудио: Частник о власти Смешно, но в России нет закона о пассажирском транспорте. Единственный федеральный документ - это правила пассажирских перевозок в СССР от 1987 года. Поэтому на местах для чиновников широкое поле для фантазий. КРАСОТА! СРЕДИ ВЕЗУЩИХ ПЕРВЫХ НЕТ... Помните, одно время на маршрутках вводили кассовые аппараты? Через некоторое время кассы успешно отменили. Не выдерживают они поездок по нашим дорогам, ломаются от тряски. Решили как-то в Департаменте транспорта провести конкурс на маршруты. Объявили во всеуслышанье: «Кто пройдет – останется на маршруте навсегда». Наш Водитель как сейчас помнит, и резину заменил, и новые стекла поставил, все было как у нового автобуса. Проверяли тщательно, ведь три конторы на его место претендовали. Впрочем, этот конкурс успели провести всего-то на четырех маршрутах. Антимонопольный комитет взял и запретил, потому что это не по-закону. Погрозили пальчиком: "Нельзя мешать здоровой конкуренции". А перевозчики старались изо всех сил. Галина Долгушина два года назад более-менее спокойно работала на 98-м маршруте. - «ЛДК-КрАЗ», выпускала на линию 21 машину. Конкурс давал возможность занять 95-ый маршрут. Там согласно постановлению мэра можно было поставить 27 машин. К конкурсу основательно готовились целый год. Выиграли. За победу предприятию торжественно вручили диплом. Бросили 98-ой, перешли на 95-ый «ЛДК - Верхние Черемушки», а конкурс взяли и отменили. И проигравшие с маршрута не ушли и победителям работать, а тем более выполнять расписание, невозможно. Вот и судится Галина Долгушина уже второй год. А на 95-м маршруте помимо ее автобусов с санкции Департамента транспорта работает еще 50 "левых" маршруток. Аудио: Галина Долгушина о конкурсе Аудио: Галина Долгушина о расписании Так в какую статью расходов записать сумму, затраченную на подготовку к конкурсу, чтобы обосновать цену за проезд? Непредвиденные расходы? РУБЛЬ ВАШ, А "ПЕЛЕНГ" НАШ. Новая идея Департамента транспорта – система «Пеленг». Ее в мае этого года представили Петру Ивановичу. Предложили начать с муниципального транспорта. На каждую единицу, выезжающую на маршрут, ставится передатчик системы GPS. Сигнал через спутник передается на экран компьютера. По «Пеленгу» видно, где находится объект и с какой скоростью он движется. Цель – добиться соблюдения расписания. На оснащение 118 государственных автобусов выделили деньги. С муниципалами закончили – решили перейти на коммерческий транспорт. Теперь на это тоже берут деньги с маршруточников. С каждым перевозчиком заключается новый договор. В нем четко прописано, что частник обязуется поставить «Пеленг» на все свои машины до конца этого года. Цена комплекта на одну маршрутку 11 тысяч рублей. Если умножить на 1500 маршруток получится кругленькая сумма, снова не заложенная в цену проезда. Купить «Пеленг» нужно только! в красноярской фирме ОАО«Геосеть-Сибирь» и только у них, поскольку изобретение запатентовано. Заместитель начальника Департамента транспорта Красноярска Юрий Дьяченко говорит, что из перевозчиков никто не отказался, только ООО «Шанс» у которого две машинки просил изменить сроки в связи с экономическими трудностями. В ассоциации перевозчиков считают, что система «Пеленг», которую предлагает установить на автобусы мэрия, устарела 20 лет назад. Она ничего не дает кроме мифического контроля. Видео: Председатель "Ассоциации пассажирских перевозчиков" Михаил Омышев о системе "Пеленг" Виктор Сидоров оборудовал свои 150 маршруток системой «СКАД» - это наиболее простой и эффективный способ контроля. Сидоров тоже недоволен новшествами, которые придумали городские чиновники: «Такие «фишки» повышают роль Департамента транспорта в глазах общественности. Не важно что отвоевать у перевозчиков: стикеры повешать, пилотки одеть, «Пеленг» ввести. Но он не показал способность работать. Не все светится на экране. Половина муниципальных автобусов умерли, но даже те точки которые ходят, от них полезной информации мало». Аудио: Красноярский перевозчик Виктор Сидоров о работе системы "ПЕЛЕНГ" Видео: Главный и единственный компьютер системы "ПЕЛЕНГ" в работе Система «Пеленг» по-красноярски, по словам перевозчиков, фактически не работает. По экрану бегают несколько точек, связи с водителями нет, нет и реальной координации их работы. Компьютер, на который подается информация, находится в здании Департамента транспорта. В будущем здесь же должна разместиться центральная городская диспетчерская. Несколько человек будут добиваться от всех автобусов соблюдения четкого расписания. А сейчас главный «Пеленг» - это обычный компьютер с нужной программой. За ним сидит главный специалист Департамента Игорь Ким. Кстати, его рабочий день до 6 вечера. Но он говорит, что пока «программа совершенствуется. Мы прекрасно понимаем, что смотреть на одну точку на экране этого мало». Видео: Главный специалист Департамента транспорта Игорь Ким о системе "ПЕЛЕНГ" Из 118 единиц муниципального транспорта на экране «живых» оказалось всего 25. По словам главного специалиста Игоря Кима, большинство «Пеленгов» на доработке. Их, якобы, сняли с машин, чтобы добавить тревожную кнопку. Тем временем, «Пеленг» управляется вручную. То есть на конечных по-прежнему работают диспетчера – государственные «кукушки». Частникам же «Пеленг» продается уже с сигналом SOS. В каждой маршрутке задумано поставить такую тревожную кнопку. В случае ЧС нажимаешь и тебе вызывают наряд милиции, ГАИ или аварийные службы. Только вот пока «Пеленг» не позволяет даже связаться с водителем. То есть позже надо будет покупать дополнительное оборудование. Как говорит специалист департамента Игорь Ким, «будет как раньше в муниципальном транспорте-индуктивная связь, микрофоны у водителей». Видео: Главный специалист Департамента транспорта Игорь Ким о системе "ПЕЛЕНГ" Перевозчики категорически против «Пеленга». Говорят за те же деньги можно купить более совершенную систему GPS. Заместитель начальника департамента транспорта Юрий Дьяченко утверждает, что другие системы установить еще более проблематично, чем «Пеленг». «У нас все-таки закрытый город и настоящая карта не должна быть афиширована. А GPS привязывается по географическим координатам. Когда пустили машины с «Пеленгом» по коммунальному мосту оказалось, что мы едем в 150 метрах от него».Видео: Заместитель начальника Департамента транспорта Красноярска Юрий Дьяченко о системе "ПЕЛЕНГ" Тем не менее, в Москве Юрий Лужков внедряет современную систему GPS. Может столица менее засекречена, чем Красноярск. Наши соседи кемеровчане тоже приняли московский вариант. Правда там и город поменьше. Но на двух ключевых остановках в Кемерово уже стоят световые табло. На них высвечивается через сколько минут подойдет нужный автобус. Главный специалист кемеровского отдела транспорта Виталий Ашихмин говорит, что такая система «удобна. С подвижной единицей есть связь. Как по сотовому телефону можно переключить автобус в любое время. Говоришь водителю: «Догони троллейбус, пересади людей и скоренько езжай на вокзал». Не дай бог, что случилось в автобусе кнопка SOS ». Аудио: Главный специалист кемеровского отдела транспорта Виталий Ашихмин о более совершенной системе "ПЕЛЕНГ" Даже при всех «за» и «против» можно понять администрацию. «Пеленг» - это система для них самих. В департаменте обещают, что она будет эффективна. Только вот купить ее должны все. Поголовно. Иначе смысл теряется. Поэтому и подписывают частников на новые договора. Только наш Частник уже научен горьким опытом. Рассказывает: «Раньше на конкурсах если ты что-то поставил, шли баллы. Я лично купил себе 20 переговорных устройств. Все машины оборудовали. Подъезжали к столбу, отмечались. И что? Не прижилось. Мы уже привыкли, что департамент сегодня сказал, завтра отменил. И смотрим друг на друга, кто первый хапнет. Я куплю, а другой не купит. А потом их отменят, и он же будет надо мной смеяться. Как тебя развели». Аудио: Частник о недоверии Департаменту транспорта КАЖДОМУ СВОЕ. Пока Частник думает, что делать, наш Водитель заканчивает смену. Перед полуночью считает, сколько заработал. Конечно, день на день не приходится. Бывает и 300, и 500, и 800, но больше 1000 – это уже праздник. В среднем 750 рублей в день. 12-15 рабочих дней в месяц это 8-10 тысяч максимум. Если все хорошо». Видео: Водитель маршрутного автобуса о своих заработках Отметим, что это не на самом ходовом маршруте. Есть зарплаты и повыше, но чем престижнее номер рейса, тем больше надо отдать хозяину. «Кукушка» говорит, что план с одной маршрутки колеблется от 1000р. до 5000 р. У …N-го маршрута план 4800 р. Видео: "Кукушка" о ежедневном плане водителя Попробуем посчитать. Выходит, что одна маршрутка приносит Частнику от 30 до 150 тысяч рублей в месяц. А их в Красноярске официально 1500. Правда сравнивать ПАЗик и МАН нельзя. Отнимем расходы на запчасти, бензин или газ, ГАИ, непредвиденные расходы, проценты по кредиту. Что остается? Как вывести цену за проезд, при которой бы все были довольны? Попробуем посчитать по другому. По примерным данным сегодня на коммерческом транспорте совершается 700.000 посадок и высадок пассажиров. Умножим на 7 рублей. Получается 4.900.000 в день. Такой грубый подсчет показывает, какие деньги крутятся в коммерческом транспорте. У кого они оседают? И даже при сегодняшней цене на бензин наш Частник говорит: "Мне бы и шести рублей хватило, дали бы только спокойно работать. У меня за неделю четыре проверки». Аудио: Частник о цене за проезд в маршрутке Получается, что коммерческий транспорт вовсе не коммерческий, поскольку цена за проезд не рыночная. Виктор Сидоров вспоминает, что «когда тариф был два рубля, процентов 40 перевозчиков работали по полтора рубля несколько лет. Когда переходили с четырех на пять, ПАЗы, работающие на газе, возили несколько месяцев за четыре с половиной рубля. При тарифе восемь-девять рублей сейчас наверняка будут предприятия, которые могли бы остаться на семи-восьми рублях». Аудио: Крупный перевозчик Виктор Сидоров о цене за проезд в маршрутке Цену за проезд так и не подняли. Не смогли перевозчики объединиться и устроить встряску власти как осенью 1999, когда был конфликт с Горсоветом. Горожане тогда весь день ездили только на муниципальном транспорте. Дело в том, что даже в Ассоциации перевозчиков сейчас не знают сколько маршруток выезжает на заработки. Говорят примерную цифру от 1500 до 1700. О какой сплоченности можно говорить. А власть этим пользуется. Губернатор сказал, что его заместитель Денис Пашков грамотно ведет переговоры с предпринимателями и менять его на кого-то другого он не собирается. Значит, едем за 7 рублей, и все остается по-прежнему. Аудио: P.S.
Какую работу над ошибками провели, и почему дочь известного депутата, которая и купила булку с «сюрпризом», отказывается идти на контакт. Фоторепортаж с места
Корреспондент Sibnovosti.ru три дня пробыл на хакасских озерах и расскажет, что там посетить. Все «плюсы» и «минусы» местного отдыха – в нашем репортаже
Сегодня «Современные окна» — одна их немногих компаний в регионе, которая использует полностью автоматизированную линию с лучшим оборудованием по мировым стандартам
С приближением лета Красноярскэнергосбыт напоминает, что даже если вы уехали на дачу или в отпуск, решить вопросы с энергосбытовой компанией можно с помощью онлайн-сервисов
«Южуралзолото Группа Компаний» модернизирует производственные мощности, проводит рекультивацию нарушенных земель, высаживает сотни тысяч деревьев и выпускает мальков в реки Сибири и Урала